Бубен — медвежий музыкальный инструмент

Бубен - медвежий музыкальный инструмент 

Бубен - медвежий музыкальный инструмент

Медвежья потеха

Медвежья потеха с бубном

Бубен - очень древний музыкальный инструмент. На Руси бубен непременно имелся у каждого потешника-скомороха, который в бубен колотил на праздниках при княжеском дворе и во время народных хороводных плясок.
Древнерусский бубен имел форму чаши, позднее он стал походить на маленький барабан. Кожа у бубна, обычно телячья или ослиная, была натянута на обод только с одной стороны. По окружности обода крепились бубенцы или маленькие металлические тарелочки. Бьют в бубен пальцами, ладонью и кулаком. Иногда ударяют бубном себе по локтю, колену или даже по голове. Короткий звук удара перекликается с весёлым перезвоном тарелочек.
Известный номер медвежьей комедии, когда с бубном пляшет учёный медведь, имеет очень давнее происхождение. Учёных мед­ведей на Руси водили сначала скоморохи, позже дрессировщики-вожаки.
Такие медвежьи номера назывались медвежьей потехой или медвежьей комедией. Посмотреть на представление медвежьей потехи сбегались буквально все дети и взрослые, кто только мог ходить. В русских деревнях и городах эта потеха была одной из самых любимых народных забав.
Когда-то в лесах России поймать молодого медведя было не так уж сложно. Пойманному медведю подпиливали когти, зубы и учили разным штукам: ходить на задних лапах, кланяться зрителям, маршировать по-солдатски, бороться с хозяином и обязательно обучали танцевать с бубном в лапах. Так что бубен ис­стари является любимым музыкальным инструментом всех медведей, на котором они лучше всего умеют «играть». Представления с учёным медведем проводились в России вплоть до начала XX века.

Приход вожака с медведем был огромным событием в деревенской жизни: все бежали посмотреть медвежью потеху - и стар, и млад. Представление обычно происходило на небольшой лужайке. У вожака к поясу был привязан барабан. Помощником вожака был мальчишка. А главным актёром был, конечно же, медведь - Михайло Иваныч, с кольцом, продетым в ноздри. К кольцу крепилась цепь, за неё вожак и водил медведя.

- Нут-ка, Мишенька, - начинал вожак после того, как на поляне собиралась вся деревня, - поклонись честным господам да покажи нам, как красные девицы белятся, румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются.
Миша садился на землю и тёр себе одной лапой морду, а другой вертел перед рылом, как будто это девица в зеркало смотрится.
- А как, Миша, малые дети лазят горох воровать?
Мишка полз на брюхе в сторону.
- А как бабушка Ерофеевна блины печь собралась, блинов не напекла, только руки сожгла да от дров угорела.
Мишка лизал себе лапу, мотал головой и охал.

И так Михайло Иваныч показывал еще многие народные бытовые сценки под общий смех и аплодисменты деревенских зрителей.
Затем вожак пристраивал поудобнее свой барабан, а мальчик переодевался в «козу»: он надевал себе мешок на голову, через который, вверху, была воткнута палка с козлиной головой и рожками. К козьей голове был приделан деревянный, хлопающий при ходьбе язык. Вожак начинал выбивать дробь на барабане (откуда и происходит довольно ругательное выражение - «отставной козы барабанщик»), и «коза» плясала около медведя, клевала его деревянным языком и дразнила.
Медведь был очень недоволен. Он рычал, вытягивался во весь рост и кружился около вожака на задних лапах - «танцевал» (не­редко с бубном в руках). После медвежьей и козьей пляски вожак давал шляпу в лапы Михайло Иванычу, и тот обходил собравшуюся публику, которая бросала в шляпу свои копейки.

Запись опубликована в рубрике Народное творчество с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *