Гусли звончатые и былины-старины

Гусли звончатые и былины-старины

Гусляры за игрой

Гусли звончатые и былины-старины 

Гусли звончатые - древнерусский музыкальный инструмент

В древнерусских летописях и былинах нередко упоминается славянский инструмент - гусли. Название его происходит от древнеславянского слова «гусла», что значит «гудеть». Появились гусли очень и очень давно. Первое упоминание о них относится к летописи VI века. В Древнем Киеве именно на них играл (как гласит «Слово о полку Игореве») певец Боян, накладывая «свои вещие персты на живые струны». На гуслях в старину играли не только на Руси. Этот инструмент существовал у очень многих народов: финнов, литовцев, эстонцев, в странах Скандинавии.
Древнерусские гусляры чаще всего клали инструмент на колени и пели-сказывали былины-старины под звук перебираемых пальцами струн, воспевая подвиги предков. Былинный Садко также умел играть на гуслях, причем очень умело.

Как во славном Ново-городе
Был Садко, веселый молодец;
Не имел он золотой казны,
А имел лишь гусельки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садко,
Спотешал купцов, людей посадских...

В русском народе гуслям нередко приписывалась почти что волшебная сила. В былине о Садко говорится, что Морской царь был так заворожен игрой гусляра Садко, что даже позвал его в свое морское царство:

«Бери, музыкант, за себя мою дочь Волхову и породнимся с тобой. Будешь у меня жить да играть на своих гуслях звонких».

Корпус у гуслей долблёный и закрыт деревянной крышкой. На древнерусских гуслях было натянуто от 5 до 13 струн, и звук производился щипком или ударом по струнам пальцами. По своей форме гусли были «крыловидными» - похожими на крыло; «шлемовидными» - похожими на шлем воина (у этого типа гуслей струн было больше, иногда до тридцати шести); и «столовыми», то есть настольными (у таких гуслей струн имелось более шестидесяти). Эти гусли ставили на стол или приделывали к ним ножки.
В народе гусли нередко называли «звончатыми» или «яровчатыми», потому что их делали чаще всего из явора - белой древесины клёна, которая давала яркое («ярое») звучание инструменту благодаря хорошему резонансу. Звук у гуслей продолжительный и густой. И каждая струна издает всего один звук.
Сегодня усовершенствованные древнерусские гусли непременно используются в ансамблях русских народных инструментов.

Гусли звончатые и былины-старины

Былинные богатыри

Былины - старины

До наших дней древнерусские эпические песни сохранились главным образом у крестьян севера России, которые передавали их из уст в уста и из поколения в поколение. Крестьянские сказители называли эти эпические песни «старинами» или «старинками». Термин былины искусственный, он появился относительно недавно и был введён в употребление в 1830-х годах ученым-любителем Сахаровым на основании упоминаемых в «Слове о полку Игореве» «былинах сего времени».
Былины в Древней Руси первоначально исполнялись «профессионалами» - скоморохами, затем их стали петь народные сказители (однако сказывание былин для них не являлось профессией).
Существовали в древности и дружинные (военные) певцы былин. Самым знаменитым среди них являлся «Соловей старого времени» - вещий Боян, которого очень красочно изобразил автор «Слова о полку Игореве». Боян, по свидетельству того же «Слова о полку Игореве», пел многие десятилетия и был песнотворцем целого поколения древнерусских князей.
Длинные и протяжные былины, сложенные древнерусским народом, отразили русскую действительность, какой она была в XI-XVI веках. Чаще всего русские былины повествуют о богатырях, самоотверженно преданных своей родине. Самые любимые народом русские былинные богатыри это ныне всем известная троица: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
Слагали наши предки и такие былины, в которых описывалась общественная жизнь и семейный быт русского народа, главным образом города Новгорода. Лучшие и наиболее известные из подобных былин - «Садко» и «Василий Буслаев», из них можно узнать много интересного о старорусской городской жизни.
Величие образов былинных богатырей очень высоко ценили лучше русские писатели, композиторы и художники XIX - начала XX века, например, композитор Н.А. Римский-Корсаков, художники В.М. Васнецов, И.Е. Репин.

Запись опубликована в рубрике Народное творчество с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *