Обучение грамоте русских людей

Обучение грамоте русских людей

Дети обучаются грамоте

Обучение грамоте русских людей

Горожане были грамотными людьми и обучали своих детей тоже. Обучение письму проходило на берёзовой коре - бересте, где ученики выцарапывали буквы специальным стержнем - писалом. Ещё писали на дощечках с нанесённым на них воском. После появления бумаги приспособились писать гусиными перьями. Чернильный прибор состоял из чернильницы, перницы - футляра для перьев - и песочницы. Песок насыпали на только что написанный текст, и он быстро высыхал. Чернила делали из отвара кожуры каштанов, грецких орехов, спелых ягод черники, желудей дуба. Готовили также отвар коры дуба, ольхи, ясеня, кидали в него ржавую железяку и получали чернила. Чтобы они не капали с гусиного пера, его надо было заострить и расщепить на две части. Школы находились при церквах и монастырях, реже - в доме грамотея. Учеников было немного, от 8 до 20 человек, причем разного возраста. Учили в школе письму, пению, счету и дикции, то есть четкой речи. За время учебы надо было одолеть три книги: «Азбуку», «Часослов» и «Псалтырь». У каждой буквы «Азбуки» было свое название, так, буква А называлась «аз», Б - «буки», В - «веди», Г - «глаголь», Т - «твёрдо» и т. д. Сначала буквы читали в прямом порядке, затем в обратном. Для лучшего запоминания в «Букваре» каждая буква давалась на листе в различных видах: печатных, рукописных, прописных и строчных. Тут же давали и рисунки, ил¬люстрирующие данную букву. Закончив «Азбуку», приступали к чтению «Часослова» и «Псалтыря» - трудных богослужебных книг. Молитвы и наставления из этих книжек ученики заучивали наизусть. Да и каждый урок начинался и заканчивался молитвой. Ученики убирали класс и носили воду и дрова.
Когда ученик заканчивал обучение в очередном классе, он приводил в школу родителей. С собой приносили горшочек пшеничной каши, поверх которого клали деньги. В специальном платке были завёрнуты краюха хлеба и какое-нибудь угощение. Ученикам дозволялось только кашу съесть и затем разбивали пустой горшок во дворе. Этот день был выходным от учёбы. Учителя называли мастером, по праздникам всегда приносили ему угощение, а за освоение каждой книги, а также за буквари и арифметику родители платили деньги.
Окончив школу, человек приобретал основы знаний, считался грамотным. Естественно, он умел читать книги и переписывать тексты. Такого называли грамотеем. Грамотность высоко ценилась, приходилось часто оказывать помощь неграмотным людям. Особо способные и усердные ученики становились переписчиками книг или книжными писцами - профессия очень ценная и престижная. Уже в то время городские жители испытывали любовь к чтению, а книг было ещё очень мало. В те времена книги долго переписывали, а не печатали.

Вот как описывает профессию писца поэт М. Богданович:

На девственном листе, под узеньким окном,
Неспешно буковки выводит он пером
И между ярко-черными рядами
Вставляет красную строку; веселыми цветами
И разноцветными головками зверей
И птиц невиданных - фантазии своей
Искусной вязью - вдоволь есть сноровки -
Украсит он заставки и концовки
И заголовки все - ведь некуда спешить!
Порою труд прервет, чтоб лучше заострить
Перо гусиное, и глянет: радость - солнце
Столпами падает на стол через оконце;
И чудится: в них вовсе не остыл
Чуть синеватый дым невиданных кадил!

Запись опубликована в рубрике Образ жизни русских людей с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *