Свадьба — последние приготовления невесты

Свадьба - последние приготовления невесты

Омовение невесты в бане

Свадьба - последние приготовления невесты

Вот уже завтра и свадьба, остались последние приготовления для невесты. Накануне свадьбы главными событиями дня для невесты являлись баня и девичник. Баню топили для невесты накануне свадьбы, и это имело обрядовое значение. Омовение в бане означало, что невеста подготавливает себя к прощанию с домом, с родственниками, а также со своим девичеством. Считалось, что невеста вместе с грязью и потом, усталостью, вызванной предсвадебными хлопотами, «смывала свою девичью красоту». Подружки невесты норовили похлестать себя в бане веником невесты, веря, что это способствует скорейшему сватовству. После бани невесте тщательно расчёсывали волосы и заплетали её девичью косу в последний раз.
После бани проходил девичник. Он носил разные названия в зависимости от местности: «девичник», «вечерка», «вечеринка». На девичнике присутствовали одни лишь девушки, которые веселились и пели свадебные песни. Проходил девичник в доме невесты. Иногда на девичнике присутствовали парни - дружки жениха, но очень недолго и только с женихом вместе. В этом случае помимо песен затевались игры, которые назывались посиделочными.
Если жених не участвовал в проведении девичника, тогда его гости собирались в его доме вечером накануне свадьбы. Они готовили свадебный поезд и совещались по поводу назначения свадебных чинов.
Все приглашённые на свадьбу собирались с утра пораньше у жениха и невесты. Сваха руководила перевозкой постели из дома невесты. Снаряжался конный поезд, дружка ехал впереди верхом на коне. Постель помещали в помещении дома жениха, в котором жених и невеста проводили первую брачную ночь. Комната украшалась и устилалась домоткаными коврами и дорожками. Постель устраивали на кровати или на широкой скамье. Основой постели служили, как правило, снопы пшеницы, на которые клали две или более перины. Постель приготовлялась таким образом: сначала настилали, на снопы клали перины - две или более. Постель застилали простыней. Сверху клали изголовье и две подушки.
День свадьбы начинался с причитаний невесты, которая в это утро раньше всех вставала. Затем, разбуженные причитаниями, вставали отец, мать и ночевавшие у невесты подруги. Подруги начинали готовить невесту под венец, облачали её в свадебное платье.
Свадебным платьем могло быть любое из платьев, главное, чтобы оно было нарядное и праздничное. В Древней Руси свадебное платье (сарафан) шили только из красной ткани. И в песне «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан...» речь идет именно о свадебном наряде.
Во время одевания невеста плакала и причитала. При этом соблюдался обряд «чесания головы». Невесте расплетали косу и затеи сваха расчёсывала волосы гребнем. Гребень смачивали в слабом медовом растворе. Ленту, ранее вплетённую в косу, невеста дарила близкой подруге.
Во второй половине XIX века девичьи «годовязки» - узкие полоски ткани, охватывавшие голову и завязывавшиеся сзади (их носили все девушки), у невест заменились «фатками». Девичья «фатка» представляла собой специальный шелковый платок красного, даже алого цвета, который складывался в виде широкой полосы, оборачивался вокруг головы и завязывался концами сзади. Иногда к «фатке» прикреплялись ленты и всевозможные украшения.
Для благословления дочери родители брали икону Божией Матери. Потом эту икону невеста брала с собой в дом мужа. Невеста-сирота обязательно ходила испросить благословение на брак на могилу умерших родителей.

Запись опубликована в рубрике Традиции, обычаи, обряды с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *