Танцы и пляски на Руси

и пляски на Руси

Танцы и пляски на Руси

Ансамбль "Весенние Зори" исполняет "Подплясочку"

Русский народный танец

Русский народный танец и русские пляски неотделимы от песен, которые наложили отпечаток на их характер и стиль, определив особенности русской танцевальной манеры исполнения, наполнив танец содержанием и сюжетом, эмоциональной вырази-тельностью и певучей пластикой. И в каждой русской местности пляски и танцы (схожие по манере исполнения и характеру) обычно имели своё, происходящее от названия плясовой песни или местности, название. Самые распространенные в народе танцы и пляски - это хоровод, перепляс, барыня и многие другие. В более позднее время не менее любимы в народе были танцы, которые имели определенную последовательность фигур, например, кадриль.
Основными характерными чертами русского женского танца являются величавость, плавность, игра с платочком и лёгкое кокетство. Русская народная сказка так описывает грациозный женский танец:

«Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались танцы. Пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-Царевичем. Махнула левым рукавом - стало озеро, махнула правым - поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались! А как перестала она танцевать, всё исчезло: и озеро, и белые лебеди».

И действительно, красивая плавность и величавость русских женских танцев могут заворожить любого. Пляска же мужчин отличалась ловкостью, удалью, широтой и юмором.

Танцы и пляски на Руси

Ансамбль "Весенние Зори" исполняет хоровод "Крылья любви"

Хоровод

Медленные русские хороводы водили чаще всего женщины, реже хороводы были смешанными: в них участвовали и мужчины и женщины. Хоровод чаще всего водили по кругу и под песню (иногда сопровождаемая песня была в виде диалога участников хоровода). По содержанию, характеру, форме и времени исполнения русские хороводы можно отнести к четырём группам: зимние, весенние, летние и осенние.
Хоровод (который водят все вместе, хором) - это прежде всего круг танцующих людей - хоровод сомкнутый. Танцевали и разомкнутые хороводы - в виде хороводной линии, змейки, ручейка. Но всё же чаще всего водили на Руси хороводы сомкнутые, или круговые.
Хороводы были очень распространены по всей России. Каждая губерния вносила в местный хоровод что-то своё, создавая тем самым огромное разнообразие в характере и манере хороводного исполнения. Часто танцевали двойной хороводный круг (круг в круге). Танцующие иногда могли образовывать два круга рядом. Эти круги могли как бы переливаться один в другой, и тогда движение их образовывало «восьмерку».
Большие круги вместе с маленькими кружочками - такая форма построения русского хоровода очень была распространена. А когда круг разрывался, то образовывались новые рисунки и новые построения - линии, зигзаги, полукруги. Каждое построение, каждый рисунок хоровода имеет своё название, например: «круг», «воротца», «восьмёрка», «колонка», «корзиночка», «карусель».
Русский хоровод жив и ныне, правда его можно увидеть только на сцене, в исполнении ансамблей русского танца. В современных сценических хороводах обычно очень плавное развитие рисунка танца, неторопливые движения, соответствующие музыке, а невидимые под длинными платьями движения ног танцующих создают эффект очень плавного движения, рождают перед зрителем образ плывущих лебедушек.
В хороводе «Берёзка», исполняемом ансамблем русского народного танца «Берёзка», с большим мастерством раскрыт образ русской природы. Девушки, танцующие этот хоровод, действительно похожи на тонкие русские берёзки, которые слегка колышутся на ветру. Этот танцевальный номер всегда производит сильное впечатление на зрителя.

Весёлая русская пляска

Исстари русская народная пляска характеризуется ударным звуковым аккомпанементом: бубен, трещотка, колотушка, рубель, ложки. И в самой пляске присутствуют разного рода хлопки в ладоши, которые летописцы называли «битием в долони» (ладони) и «рукоплесканием».
Русские пляски могли быть как одиночными, так и групповыми. Перепляс носит характер соревнования пляшущих - кто кого перепляшет.
Помимо хлопков в ладоши в русской пляске существуют удары ладонями по корпусу, бедру, голенищу сапога и даже по земле. В старину это называли «плесканием».
Хлопки в ладони, соединенные с «плесканием», народные танцоры исполняли так виртуозно, что они из аккомпанемента превратились в неотъемлемую часть самой пляски, в основном мужской. Впоследствии все эти движения получили название «хлопушки», которые являются одним из основных элементов русской пляски.
«Хлопушки» состоят из разного количества и разнообразных сочетаний хлопков и ударов. Хотя «хлопушки» в основном характерны для плясок, исполняемых мужчинами, в некоторых народных плясках, например, в волжских кадрилях, «хлопушки» исполняют и девушки. В этом случае они исполняются в паре с парнем или с девушкой, но девушки исполняют «хлопушки» гораздо мягче, тише и медленнее, чем парни.
Видов и комбинаций «хлопушек» великое множество, как и различных ударов: хлопки перед собой, двойные, тройные, скользящие; хлопок и удар по голенищу сапога, удары по бедрам, по подошве, по земле.
Из одинарных, двойных и тройных хлопков и ударов и виртуозных хлопушечных комбинаций состоит старинная русская мужская пляска «Плескачи» или «Плескач», которая сегодня часто исполняется на сцене ансамблями русского народного танца.

Запись опубликована в рубрике Народное творчество с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *