Вербное воскресенье — воскресенье на шестой неделе Великого поста

Вербное воскресенье - воскресенье на шестой неделе Великого поста

Вербное воскресенье - воскресенье на шестой неделе Великого поста

Вербное воскресенье —  воскресенье на шестой неделе Великого поста

Вербное воскресенье — вербница, вербич. Это воскресенье на шестой неделе Великого поста, последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день Церковь отме­чает праздник, который называется Вход Господень в Иерусалим. Евангелие гово­рит о том, что Иисус Христос вместе со своими учениками отправился в Иеруса­лим, чтобы отмечать иудейскую Пасху. Возле города он увидел привязанного к дереву молодого осла и попросил учени­ков привести его к нему. Ученики посте­лили ослу на спину свои одежды. Иисус сел на него и таким образом въехал в го­род. Народ радостно встретил Христа, потому что узнал, что Иисус накануне воскресил Лазаря. Люди приветствова­ли Христа пальмовыми ветвями (ваиями). В древности пальмовыми ветвями встречали победителей и славили их. В России пальмовые ветви заменили вербами. Для царя, царицы и знатных особ вербы украшали бархатными и шелковыми цветами, лентами, сладостями. Делали «вербное дерево», его ставили на маленькие санки, обитые крас­ным атласом с золотом. Считалось, что верба, освященная в праздник в церкви обладает огромной силой. В России вер­ба распускается первой среди деревьев, покрывается пушистыми серо-золотистыми серёжками. А раз она первой встречает весну, значит, считали на Руси верба — самое сильное дерево и может передать свою силу, красоту, здоровье всем, кто к ней прикоснется. В этот день Церковь разрешала послабление поста, можно было есть рыбу и блины из греч­невой муки. В деревнях ходили по до­мам, славили праздник, получали угоще­ние от хозяев. Вербными веточками шутя ударяли детей и молодых, чтобы они росли здоровыми и умными. «Вер­ба — хлёст, бей до слёз», «Бьём, чтобы быть здоровыми», «Верба красна, бей до слёз, будь здоров». Вербные веточки хра­нили целый год.

Великий пост был особенным време­нем в русской деревне. Крестьяне носи­ли темную, скромную одежду, молодежь не веселилась, не пела, не играла свадеб, не ели запрещенной, «скоромной», пищи (то есть мяса, яиц, молока, масла, рыбы). На обед готовили постные щи (с растительным маслом), кашу, репу, картошку; давали ржаной хлеб, соления, кисели, квас, мочёные ягоды. Крестьяне часто ходили в церковь, молились, исповедо­вались. Во время поста люди готовились к весенним полевым работам: женщины ткали, белили холсты, мужчины загота­вливали дрова и лес для строительства, чинили всё, что нужно было для пахоты, сева.

Часто на время Великого поста прихо­дится третий по значению (после Рож­дества Христова и Пасхи) церковный праздник — Благовещение. Его отмечают 7 апреля. В этот день церковь вспомина­ет о том, как архангел Гавриил был по­слан Богом Деве Марии, чтобы сооб­щить радостную (благую) весть (отсюда и название праздника — Благовещение) о предстоящем рождении Сына Божия — Иисуса Христа, Спасителя.

Читать статью "Чистый чет­верг - особый день Великого поста"

Запись опубликована в рубрике Русские народные праздники с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Вербное воскресенье — воскресенье на шестой неделе Великого поста

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *