Воскресенье – день солнца

Воскресенье – день солнца

Воскресенье – день солнца

Календарь Майя

Древние египтяне использовали десятидневные недели, древние славяне - девятидневные. У индейцев майя неделя состояла из 9, 13 или даже 20 дней. Но сколько бы ни было дней в неделе, в ней всегда найдётся место выходному. И вот уже семнадцать веков этот день - воскресенье.
Многие народы древности увязывали названия дней и месяцев с именами своих небесных покровителей. Важнейшая роль здесь отводилась, конечно, Солнцу (или богу Солнца).
Римская империя заимствовала эту традицию у Египта. Римляне посвятили понедельник Луне, вторник - воинственному Марсу, среду - покровителю торговли, ремёсел, искусств и учений Меркурию. Четверг был днём Юпитера, пятница - Венеры, суббота - Сатурна, ну а воскресенье - днём Солнца.
Название «dies Solis» перешло от римлян к германским племенам, и сегодня во многих языках слово «воскресенье» буквально означает «день Солнца» (Sunday - на английском, Sonntag - на немецком и т.п.).

В 313 г. римский император Константин I Великий Миланским эдиктом разрешил свободное исповедание христианства - впервые после долгих лет кровавых преследований. А ещё через восемь лет, в марте 321 г., он издал знаменитый «Воскресный эдикт»:

«В достопочтенный день Солнца все (местные) судьи и жители, живущие в городах, должны покоиться, и все мастерские должны быть закрыты. Однако в сельской местности люди, занятые сельским хозяйством, могут свободно и законно продолжать свои работы, так как часто случается, что другой день не подходит для посева зерна или насаждения виноградных лоз, и, если упустить подходящий момент для таких дел, благословение неба может быть потеряно».

Так день памяти Воскресения Христа стал днём отдыха и поклонения.

В воскресные дни воины-христиане освобождались от воинских занятий, чтобы они могли приходить в церковь к богослужению. Запрещены были также суд и торговля. Здесь, правда, делались исключения: можно торговать необходимыми для жизни предметами, а судебные дела производить в случаях, «когда долг человеколюбия и сохранение порядка не допускали отсрочки».

Воскресенье – день солнца

Константин Великий и его мать Елена

В общем, в выходной нельзя было заниматься именно житейскими делами. А дела благочестия - посещение храмов и служб, чтение религиозных книг, бескорыстная помощь ближним, погребение мёртвых и тому подобное - не только не воспрещались, а, наоборот, делались обязательными.
Сегодня воскресенье во многих странах мира считается выходным, а нередко - и последним днём недели, что отражено даже в международном стандарте форматов дат и времени. Однако в США, Канаде и некоторых африканских государствах воскресенье - первый день недели. С воскресенья начинается неделя и в Израиле (что логично, потому как там выходным днём объявлена суббота). А у мусульман выходной - пятница, день рождения пророка Мохаммеда. Рабочая неделя в этих странах продолжается с субботы либо до среды (Алжир, Саудовская Аравия), либо до четверга (Иран), а то и с воскресенья до четверга (Египет, Ирак, Объединённые Арабские Эмираты).

Так или иначе, в любой культуре череда рабочих будней непременно прерывается днём отдыха - временем подумать не только о насущном, но и о вечном.
День рождения всех воскресений, «Воскресный эдикт», не стал красным днём календаря, и дата его издания -7 марта 321 г. - практически не отмечается. Не стал поводом для выходного и Миланский эдикт 313 г., тот самый, признающий равноправие христианства. Неизвестна даже дата издания этого эпохального документа, разделившего две эпохи - языческого Рима и христианской Европы. Зато отмечается сам год издания, особенно юбилейный, такой, как нынешний - ведь закону исполняется ровно 1700 лет. Основные торжественные мероприятия разворачиваются на родине святого императора Константина в сербском городе Ниш - там празднование продлится практически весь год, с января до ноябрь.

Рубрика: Традиции, обычаи, обряды | Метки: | Добавить комментарий

История перчатки — накулачники

История перчатки - накулачники

Накулачники

В XIX веке в Россию были завезены «из-за моря» рукавицы, да не простые, а с домом для каждого пальца-перста. Соответственно и название им дали «рукавицы-

История перчатки - накулачники

Новое веяние моды начала 19 в. в России - перчатки

перщаты», перстанницы, персчатки и носили по особо торжественным случаям. И если варежки можно было найти на любом базаре или ярмарке, то перчатки продавались только в модных лавках.
Перчатка была украшением туалета. Но не только... Брошенная в лицо сопернику, перчатка грозила дуэлью, а случайно уроненная молоденькой барышней - вызывала румянец на лице кавалера, её поднявшего. Тогда же, в XIX веке, у девушек и молодых замужних женщин было модным по большим праздникам носить длинные узкие перчатки без пальцев, которые носили название накулачники (митенки). На их изготовление шли белые хлопчатобумажные нитки. Позволить себе такую роскошь могли лишь дамы из зажиточных семей.

Менять, как перчатки

В Древнем Египте перчатки использовались для защиты рук, а также служили индикатором социального статуса их владельца. К примеру, для фараонов ношение перчаток было символом высокого положения, а для женщин они служили для сохранения красоты рук, предварительно натёртых ароматными маслами.
У римлян в ходу были перчатки из льна или шёлка, но использовали их главным образом во время еды, чтобы не обжечь руки, доставая горячее мясо из жара – ведь вилок ещё не было. В перчатках «дижи-талиа» готовили пищу. Привычка есть в перчатках, чтобы не запачкать руки и не обжечься, из древних времён перешёл в Средние века.
В XII веке перчатки стали частью дамского гардероба. Их украшали вышивкой, драгоценными камнями, сбрызгивали духами. С XI века они использовались как украшение в католической церкви. Перчатки епископов были связаны из золотых ниток, а перчатки белого цвета у священнослужителей рангом пониже являлись символом чистоты.
Самой продвинутой страной по производству перчаток с XVII века считалась Франция, которая распространила в Европу свои «перчаточные» секреты только при Наполеоне. Перчатки - шёлковые, кружевные, кожаные, с золотыми пуговицами - стремительно вошли в моду, и с каждым годом технология их производства усложнялась. Так, в XVIII веке, пошиву красивых перчаток предшествовало длительное путешествие по Европе. Кожу покупали в Испании, кроили во Франции, а чтобы пошить и украсить, ехали в Англию. У мужчин перчатки были короче, а у дам длина перчаток сочеталась с длиной рукавов.
Основные правила для «идеального джентльмена» по порядку ношения перчаток были сформулированы в начале XIX века в Англии. В соответствии с ними на день надо было иметь шесть смен перчаток. Этому правилу мы обязаны выражением «менять что-то, как перчатки».

С «пальцами» и без

С популярностью перчаток возникли определённые правила. Так, правую перчатку нужно было снимать при встрече с высокопоставленным лицом, а также приближаясь к алтарю. Дама, выказывая своё расположение к мужчине, подавая руку, снимала перчатку.
Эпохи Средневековья и Ренессанса ознаменовались культом перчатки. Если сюзерен жаловал рыцарю перчатку, то это был знак того, что его состояние, положение улучшится; для епископа это означало посвящение в сан; представителям городского сословия с ней даровали привилегии. Торговля, чеканка монет, сбор налогов разрешались именем королевской (епископской) перчатки. Перчатка в какой-то мере исполняла функции печати, служила удостоверением воли власть имущих. Перчатка красного сукна, богато украшенная, служила в качестве символа Священной Римской империи. Только в перчатках судьи вершили правосудие.
Интересно, что раньше мужчины носили перчатки в руках чаще, чем на руках, так как снимать из было затруднительно. Обычно перчатки делали пошире, чтобы они легче снимались. Подвергались осуждению те, кто снимал перчатки зубами, или брал что-то рукой в перчатке, или подавал руку в перчатке. Из-за огромного количества запретов мужчинам было легче не носить перчаток вообще, а заправлять их за пояс. Но снимать перчатки было сложно и дамам. Потому уже во времена Великой французской революции появились перчатки без «пальцев».
На Руси для изготовления нарядных перчаток использовали сукно или сафьян, сверху расшивая их серебряной или золотой нитью. Эти перчатки были праздничным убранством, например, их надевали на Пасху, ходили звонить на колокольню.
Вот что говорила книга конца XIX века «Хороший тон»: «Во время бала перчатки не снимайте, даже и в том случае, если бы перчатки ваши лопнули. Ввиду предусмотрительности, едучи на бал, не худо положить себе в карман запасную пару перчаток. За ужином и за картами перчатки нужно снимать».

Рубрика: Одежда русских людей | Метки: | Добавить комментарий

История варежки

История варежки

История рукавицы

Рукавица, найденная в Старой Ладоге

Самая древняя варежка была найдена в гробнице Тутанхамона. В Древнем Египте варежки использовались для защиты рук при работе. Много позже северные народы стали использовать в холод рукавицы, которые представляли собой тёплые мешочки для рук, сделанные из звериной шкурки. Они были тёплые, но неудобные. Потребовалось время на то, чтобы выделить из цельного мешочка большой палец.

Первые сведения о рукавицах на Руси относятся к XIII веку. Хотя в Старой Ладоге были найдены рукавицы, относящиеся к VII-IX в.в. Изначально рукавицы были обязательной частью крестьянского костюма. А бояре при сильном морозе грели руки в рукавах - опускали рукава шубы до подола, а изнутри подбивали их для тепла мехом. Кто первым придумал рукавицы - неизвестно. Историки моды утверждают: это изобретение принадлежит простому, трудовому люду. Потом их оценили богатые и знатные люди и стали украшать рукавицы жемчугом и другими драгоценными камнями.

Традиционно надевали несколько пар рукавиц: меховые поверх вязаных (их называли исподочки). При работе сверху надевали кожаные, холщовые или связанные из конского волоса варежки. В праздничные дни надевали красочные исподочки, а в будни - однотонные.

Варежки шили из кожи, сукна, иногда из овечьего, козлиного, оленьего, собачьего, волчьего меха, причём шерстью вверх. Для сильных морозов годились длинные варежки, изготовленные из кожи, достигавшие локтей. Для большего тепла вниз надевались короткие «валишки» из шерсти или валяные рукавицы. В разных городах и селах рукавицы называли по-разному: где кожанки, где рукавки, а где шубницы или мохнатки. Рукавицы, связанные из овечьей шерсти, назывались вязанками или варежками.
Во многих губерниях шла бойкая торговля рукавицами. Вятская и Владимирская земли, Западная Сибирь славились кожаными. Нижегородская, Владимирская губернии - вязаными. Самыми сложными узорами славились рукавицы северян-поморцев, живших на берегах рек Мезень, Печора. Также ценились варежки, сделанные белорусами, эстонцами, коми.
По старинному русскому обычаю девушка перед свадьбой демонстрировала семье жениха своё мастерство. Помимо шитья cвадебного наряда она одаривала жениха и его родителей узорными чулками-рукавицами с разными орнаментами.

Узоры на варежках не были случайными. Они оберегали человека, носившего варежки, предопределяли его будущее. Например, ромб с точкой посередине говорил о плодородных засеянных полях, а цепочка из ромбов защищала от злых сил. Вывязанные на варежках кресты - это солнце, символ животворения и света.
Очень распространены были у славян растительные орнаменты (цветы, побеги, ветки деревьев) и анималитические (птицы, животные). Поскольку наши предки верили: злая сила может проникнуть в человека через края одежды, рукава, вороты, чулки и рукавицы, то их украшали особенно ярко.
Большое значение придавали и цвету варежек. Повседневные рукавицы чёрные, серые, белые. Праздничные красно-зелёные, сине-жёлтые, чёрно-красные. Любимая расцветка рукавиц народов Поморья - это сочетание зелёного и красного, жёлтого и фиолетового, синего и оранжевого - именно эти сочетания цветов считались гармоничными в XIX веке.

Рубрика: Одежда русских людей | Метки: | Добавить комментарий

Ансамбль «Весенние Зори» с программой «Праздник к нам приходит»

Ансамбль «Весенние Зори» с программой «Праздник к нам приходит» 

Ансамбль «Весенние Зори» с программой «Праздник к нам приходит»

Прибытие Праздника

По недавно появившейся, но уже привычной и долгожданной, традиции ансамбль «Весенние Зори» провёл 17 августа 2013 года праздник, посвящённый Дню села Перещепное. Это праздник, который собирает не только жителей, живущих сейчас в селе, но и многочисленных гостей со всего района, а некоторые приезжают и из других районов области и города Воронежа, потому что таким красочным мероприятием не всякий районный центр может похвастаться. И на этот раз не обошлось без сюрпризов. Смотреть песню "Девичья доля"

Ансамбль «Весенние Зори» с программой «Праздник к нам приходит»

Скверик любви - добро пожаловать!

Изюминкой стало благоустройство прилегающей к клубу территории. Вот где проявилась незаурядная фантазия и организаторские способности руководителя коллектива Мельниковой Ирины. Она совместно с коллективом ансамбля организовала жителей села Перещепное, и совместными усилиями были проведены работы по созданию «Скверика любви». Перед входом в скверик установлена «Арка любви», а в самом скверике уютно расположились «Дерево любви», «Камень исполнения желаний», «Скамейка примирения», «Скамейка влюблённых». Маленький, красивый прудик с уточками и кувшинками в дальнем углу скверика создаёт обстановку умиротворения и уюта.

Самое активное участие в обустройстве прекрасного уголка для молодежи  приняли  Рыкуновы  Михаил, Фёдор, Валентина и Евгений, Коротковы Татьяна и Александр, Колесниковы Алексей и Наталья, Жуковские Евгений, Андрей, Игорь, Наталья, Гуськовы Елена, Александр, Евгений, Мельников Виталий, Белицкая Татьяна,  Яшин Роман, Токовой Николай и многие другие. Естественно, большой вклад в создание дивного скверика внёс глава Филоновского сельского поселения Токовой Михаил Иванович,  который и  сам трудился, показывая всем пример.

Другие жители села тоже особо готовились к предстоящему празднику, так как заранее был объявлен конкурс гостеприимства. Концертную программу предварил конкурс «Самая гостеприимная улица». Гостеприимство проявилось в том, что жители каждой из трёх улиц, а это улицы Мира и Садовая, переулок Школьный, накрывали праздничный стол, угощали разными вкусностями и напитками, развлекали гостей песнями и частушками, даже устроили выставку старинных предметов быта. Специальная комиссия, а затем и все желающие, смогли оценить и мастерство хозяек, приготовивших самые разнообразные блюда, и умение всё это преподнести в наилучшем виде, чтобы не только желудок, но и глаз, порадовался такому хлебосольству.

Ансамбль «Весенние Зори» с программой «Праздник к нам приходит»

Праздник приветствует зрителей

Программа называлась «Праздник к нам приходит», вернее, приезжает. Программа новая и начало её было необычным. Необычным было то, что Праздник прибыл к нам на празднично украшенной машине и за ним шествовали все участники концертной программы. Шествие прошло по центральной улице села с песнями под гармошку и заглянуло к нетерпеливо ожидавшим гостям праздника. Сам Праздник и исполнил первую песню концерта. На этом сюрпризы не окончились. Праздничную программу открыл парад невест. Невесты, одетые в свадебные платья, представили короткую, но яркую постановку, которая окончилась чествованием молодой супружеской пары. Приняв поздравления, молодые выпустили в небо пару белых голубей, как олицетворение любви и счастья. Кстати, голуби были предоставлены улицей Мира, т.к. являются её символом. Затем последовал парад-дефиле красавиц, участниц конкурса красоты «Мисс – краса поселения», который прошёл совсем недавно – в апреле 2013 года.

Ансамбль «Весенние Зори» с программой «Праздник к нам приходит»Что уж тут говорить о том, что и концертные номера также порадовали зрителей своей новизной и проникновенным исполнением. Впервые в исполнении солистов ансамбля «Весенние Зори» прозвучали песни «Крапива-лебеда» Смотреть песню "Крапива-лебеда", «Червонный мак» Смотреть песню "Червонный мак", «Девичья доля», «Я гадала на ромашке» Смотреть песню "Я гадала на ромашке" в составе квартета и песни «Крушина» Смотреть песню "Крушина", «Девичья песня» Смотреть песню "Девичья песня" в составе дуэта. Песня «Я гадала на ромашке» сопровождалась красочной подтанцовкой, что придаёт песне дополнительный колорит и яркость. При этом наблюдательный зритель не мог не заметить, что появились новые сценические костюмы как для певческого квартета, так и для хореографических номеров. Снова расстарались Сыроваткина Нина Михайловна, Белицкая Татьяна, оказывала помощь Ермоленко Екатерина.

Исполнялись новые танцевальные постановки. Впервые была представлена хореографическая композиция на тему праздника Ивана Купалы «Пёрышко» Гуськовым Александром и Дихновой Викторией, поставленная в классическом стиле. Претерпел изменение и «Ковбойский танец». Теперь он был исполнен двумя парами. Не забытыми остались «Кадриль», «Подплясочка», хоровод «Бабье лето».

Ансамбль «Весенние Зори» с программой «Праздник к нам приходит»

Выступление детского коллектива "Капелька"

Снова порадовал детский коллектив «Капелька». Его руководитель Белицкая Татьяна представила новые постановки. Это детский танец  народного плана «В роще калина», где солировали самые маленькие участники - Мельникова Соня и Яшин Артём.

Что и говорить, праздник удался. Русская глубинка снова заявила о себе в полный голос. Энтузиазм участников ансамбля «Весенние Зори» даёт возможность людям вновь и вновь отвлечься от повседневных забот, окунуться в атмосферу праздника и почувствовать себя счастливыми. Что и произошло на самом деле. Новых вам творческих успехов – ансамбль «Весенние Зори».

Ансамбль «Весенние Зори» с программой «Праздник к нам приходит»

Дуэт ансамбля "Весенние Зори"

Рубрика: Ансамбль "Весенние Зори" | Метки: | Добавить комментарий

Ансамбль «Весенние Зори» вновь на «Вахте Памяти»

Ансамбль «Весенние Зори» вновь на "Вахте Памяти"

Ансамбль «Весенние Зори» вновь на "Вахте Памяти"

С ветераном в селе Поповка

68 годовщина со Дня Победы советского народа над фашистской Германией в Богучаре, как и в прошлые годы, ознаменовалась разнообразными мероприятиями - торжественным шествием, митингом, проведением акции «Звезда памяти», возложением венков к мемориалам, традиционным балом «Катюша». Не забыли создать праздник ветеранам и жителям сёл Богучарского района.

С этой целью различные коллективы Богучара и Богучарского района приняли участие в ежегодно проводимой Вахте Памяти. На этот раз ансамбль «Весенние Зори» выступил с тематической концертной программой перед жителями сёл Луговое и Поповка. Концертам предшествовали торжественный митинг и возложение венков к мемориалам погибшим воинам.

Ансамбль «Весенние Зори» вновь на "Вахте Памяти"

На сцене ДК в селе Поповка

Отличительной особенностью концертной программы являлись небольшие инсценировки, сопровождающие песни военной тематики. Отрадно отметить, что на концерте в селе Луговом присутствовал ветеран войны, и на концерте в селе Поповка также присутствовал ветеран войны. Это придавало концертной программе особенную торжественность. Обоим ветеранам по 89 лет, но они ещё бодры духом и живо реагировали на происходящее на сцене.

Прошли праздничные мероприятия, но мы не должны забывать о тех, кто подарил нам свободу и саму возможность жить, а им, ветеранам, нужно лишь наше внимание и забота. А ветераном, очевидцев тех страшных событий, осталось на территории Богучарского района всего лишь 79 человек.

Рубрика: Ансамбль "Весенние Зори" | Метки: | Добавить комментарий

Красная горка и Радуница

Красная горка и Радуница

Красная Горка2Последний день пасхальной недели называется Красной горкой. Название празднику дал обычай праздновать его всегда на возвышенном месте - горке, ярко освещённой лучами восходящего солнца, которые придавали земле алый цвет. Сказочная Снегурочка растаяла над праздничным костром, который разжигали именно на Красную горку. Читать далее

Рубрика: Русские народные праздники | Метки: | Добавить комментарий

Пасха — Праздник праздников

Пасха — Праздник праздников

Пасха — Праздник праздников

Со светлым Христовым Воскресением

Ночь Великой субботы (ночь накануне Пасхи) на Руси христианской всегда была величественным и чудным зрелищем. Люди приходили в храмы, кто не мог войти внутрь - собирались вокруг них с зажжёнными свечами. Все ожидали начала крестного хода вокруг храма. В городах и деревнях главные улицы ярко освещались, на колокольнях горели факелы.
Торжественная церковная пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье. На службе многократно звучат слова: «Христос воскрес!» — и все отвечают: «Воистину воскрес!» Читать далее

Рубрика: Русские народные праздники | Метки: | Добавить комментарий

Страстная неделя — неделя Великих дней

Страстная неделя - неделя Великих дней

Страстная неделя - неделя Великих дней

Крестные страдания Иисуса Христа

Страстная неделя - так называют последнюю неделю перед Пасхой. Своим названием она обязана страданиям (страстям), крестной смерти и погребению Иисуса Христа - последним дням его земной жизни. Так как эти события имеют очень большое значение, то и называются Великими все дни Страстной недели. Читать далее

Рубрика: Русские народные праздники | Метки: | Добавить комментарий

Великий праздник Пасхи

Великий праздник Пасхи

Великий праздник ПасхиВсе мы традиционно ждём весну, которая неразрывно связана с таянием снега, прилётом и радостным гомоном птиц, появлением первых цветов - подснежников и первыми лучами не по-зимнему тёплого солнышка. Но это ещё и особенное состояние души и плоти человека, которые истомились в ожидании большого, красивого праздника. Поэтому на Руси весну издавна называли «весна-красна». Читать далее

Рубрика: Русские народные праздники | Метки: | Добавить комментарий

Забавы на Руси

Забавы на Руси

Забавы на Руси

Катание на санях

Одной из забав в старину было катанье на лошадях, особенно зимой. Сани в старину были более почётным видом транспорта, чем телеги на колёсах. Сани красиво украшали кожами, войлоком, сукном и даже бархатом. Перед саней делали высоким, чтобы снег не задувал во время езды. Лошади были крепкими, их ценили по мастям. Самыми красивыми были белые, гнедые - красновато-рыжие с чёрным хвостом и гривой, каурые - светло-коричневые и соловые - желтоватые, со светлыми хвостами. Сначала впрягали только одну лошадь, а позже три. Конская сбруя была очень красива: золотые стремена, шитые золотом и серебром попоны, расписные дуги из редких пород дерева, поводья украшали бубенчиками. Любили русские люди быструю езду.

Длинными зимними вечерами молодые люди собиралась в чьём-нибудь доме на вечеринки, так называемые посиделки. Девушки гадали, пели песни, пряли.
С наступлением темноты улицы города пустели. Гулять в такое время было уже опасно. Поэтому улицы перекрывали специальными решетчатыми воротами. Освещение отсутствовало, поэтому городские сторожа имели при себе фонари и колотушки - специальные палки, на конце которых были привязаны на верёвке деревянные шарики. Если раздавался стук таких колотушек, то это значило, что покой горожанина надёжно охраняется. Так проходила повседневная жизнь в старину.

Рубрика: Народные гуляния и игры | Метки: | Добавить комментарий