Поверья и суеверия. Домовой и Банник
У всех народов мира, и русский народ не является исключением, существуют различные поверья и суеверия.
Поверье - всякое укоренившееся в народе понятие или мнение, которое изустно передается из поколения в поколение и принимается на веру, без доказательств подлинности сказанного. Русские поверья были как истинные, так и ложные. Если поверье ложное, в таком случае его лучше будет назвать суеверием. Но как истинные, так и ложные поверья дают чрезвычайно полную картину жизни народа.
К числу суеверий принадлежит распространенное в деревнях поверье о том, что медведи (которые способны ходить на задних лапах) были некогда людьми.
Другое суеверное поверье объясняло, что означают пятна на Луне. На это ночное светило были посажены братоубийца и его жертва, и они застыли именно в момент убийства. Воображение народа рисовало на Луне двух людей, один из которых закалывал другого вилами.
В старину к поверьям относились очень серьёзно. А к тем, которые жили в народе многие века, зародившись ещё во времена языческой Руси, было особенное отношение.
Наряду с древними поверьями практически в каждой деревне, в каждом городе раньше существовали и свои, местные поверья, связанные с местными «плохими», «нечистыми» местами - горами, оврагами, озерами, лесами.
Самыми общими поверьями русского народа (в которые раньше верили все без исключения), едиными как для деревни, так и для города, являлись поверья о всевозможных таинственных существах - Домовых, Русалках, Леших. Причем это были не суеверия, а именно поверья, так как в старину очень многие люди клятвенно уверяли, что они лично плавали в озере вместе с Русалкой или разговаривали с Домовым.
Домовой
В древности славяне безоговорочно верили, что Домовой - дух бескрылый, бестелесный и безрогий, обязательно обитает в каждом доме, в каждом семействе.
Домовой обычно не делает зла людям, он только временами шутит. Нередко Домовой даже оказывает многие услуги семье, если любит хозяина дома или хозяйку. По всеобщему поверью, живёт Домовой зимой около печки или за печкой; если у хозяина есть лошадь, тогда Домовой располагается около неё. Если лошадь ему нравится, Домовой холит её, заплетает гриву и хвост, даёт корм, отчего лошадь добреет. И напротив, когда животное ему не нравится, он мучает лошадь, бьёт её и может заколотить до смерти. Поэтому многие хозяева весьма считались с Домовым и покупали лошадей именно той масти, которая «ко двору», то есть любима Домовым.
Если Домовой полюбил обитателей дома, он караулит дом и двор, предупреждает их о несчастье. Перед смертью кого-нибудь из семейства Домовой обычно воет, стучит, хлопает дверями, даже иногда показывается кому-нибудь из проживающих в доме. Нередко по ночам в доме можно было услышать, как Домовой, сидя на хозяйском месте, занимается хозяйской работой, но увидеть этого было нельзя.
Если же Домовой не полюбил семью, в чьём доме он живёт, тогда он бьёт посуду, по ночам страшно кричит и громко топает. Зато тому, кого любит Домовой, он ночами завивает волосы и бороды в косы. Кого терпеть не может - щиплет до синяков, наваливается на спящего и давит его так, что несчастный не может ни пошевелиться, ни слова сказать.
Домовому обычно не нравятся зеркала, козлы и те, кто спит возле порога дома или под порогом. Еще он очень не любит ленивых.
Если Домовой невзлюбил хозяина и начал часто проказничать, в этом случае перед порогом дома зарывали в землю череп или голову козла, отчего Домовой успокаивался.
Русские люди к Домовому всегда питали большое уважение, боялись его чем-либо оскорбить, даже остерегались произнести его имя попусту. В разговорах между собой этого Домашнего духа «Домовым» не называли, а только Дедушка, Хозяин или Сам. Те, кто видел Домового, говорили, что это полупрозрачный старичок очень маленького роста, не выше кошки, с густой бородой и большими чёрными глазами.
Но, оказывается, домовой не один, а их достаточно много. В основном они сердитые, но есть и добрые. Например, Воструха. Если он поселился за печкой, говорили прабабки, из дома ничего не украдут, дом не сгорит. Ещё он особо следит за молоденькими девушками на выданье - чтобы не пропали ни красота, ни девичья честь. А вообще, домовых ведь специально в дом заманивали: подкладывали за печку в качестве лежака старый изношенный лапоток (остальную нечисть, кстати, такими лаптями отпугивали). А чтобы Домовой не сердился, за печь клали яркую красивую куколку или пачку нюхательного табаку.
В случае переезда лапоть выносили на крыльцо со словами: «Дедушко, вот тебе сани, езжай с нами!». Непременной обязанностью считалось в последнюю ночь перед выходом из старого дома с хлебом-солью пригласить Домового на новое место жительства. 10 февраля был день Домового: бабы готовили для него кашу, а мужики ставили рюмочку водки, дабы весь следующий год оберегал и охранял. Этот обычай всегда считался очень важным, так как всё семейное хозяйство находится в «ведении» и под непосредственным влиянием Домового.
А вот добрейший персонаж - Дрёмушка, существо, которое навевает добрый сон. Вот Жировик- обжора и сластёна, он селится в доме, где хозяйка - хорошая кулинарка. Ночью крадётся посмотреть, нет ли грязной посуды. Если есть - облизывает с удовольствием!
В клети живет Клетник, сберегает добро. Запечник веником командует, разных злыдней гоняет. А вот Бабай, говорят, в мешок никогда никого не сажал. Если ребёнок к вечеру начинает бузить, тогда Бабай приходит из леса, стучит, скребётся, чтобы присмирить ребенка, но никого не обижает.
Жердяй- дух бессмысленный и бесполезный. Длинный, худой, бестолковый - олицетворение неприкаянности. Слоняется он по свету, не делает никому ни добра, ни зла. Заглядывает ночной порой в чужие окна, греет руки над печными трубами... Его почему-то особенно любят и жалеют женщины.
Банник
На Руси было целых два банных духа: Банник и Банница, Банная Обдериха. Вопреки бытующему мнению в России мылись всегда. Более того, баня считалась символическим, серьезным местом в русской усадьбе, местом перехода из одного мира в другой. Обусловлено это было наличием в бане воды - особой сакральной силы. В бане могли и роды принять, и покойника обмыть - вот вам и переход. Считалось, что границу эту охраняют солидные пограничники, поэтому относились к ним с большим почтением. Есть целая схема, как надо париться. Во хмелю в баню не ходи, по полкам не прыгай и не ори - накажут. Прояви уважение, как-никак в гости пришел. Может, ты и сам баню построил, но хозяева здесь - они. В общем, чего ни коснись - уйма знаковых мелочей, о которых мало кто помнит.
Банник в русских поверьях - это дух, живущий в бане. Его представляли в виде крошечного, но очень сильного лохматого старичка с длинной бородой, покрытой плесенью, одна рука у него мохнатая, а вторая - без волос.
Воздействию Банника предписывают обмороки и несчастные случае в бане. Если кто-то обжёгся, ударился, поскользнулся, считалось, что всё это проказы Банника. Любимое развлечение Банника - ошпаривать моющихся кипятком и «стрелять» камнями в печи-каменке, раскалывая их. Ещё он любит пугать парящихся стуком в стенку. Однако серьёзно вредить людям (обдирать кожу или даже запаривать до смерти) Банник начинает лишь тогда, когда люди злостно нарушают традиционные банные запреты: моются в праздники, поздно ночью или после двух-трёх смен парящихся.
У Банника есть и свои «обязанности» - он непременно участвует в святочных гаданиях. Зимой, на святки, в полночь, когда девушки, задрав юбки, подходили снаружи к двери бани или к печи-каменке, нередко Банник касался их оголённых тел. Считалось, к кому Банник прикоснётся мохнатой рукой, у той жених будет богатый. Если прикоснется голой рукой - тогда бедный.
Добиваются доброго расположения Банника общеизвестным способом: оставляют ему в бане кусочек ржаного хлеба, густо посыпанный крупной солью. А чтобы навсегда отнять у него охоту вредить, «дарят» Баннику черную курицу. Выстроив новую баню, черную курицу, не ощипывая у нее перьев, душат (но не режут), затем закапывают её для Банника под порогом.
Банный дух мог выступать и в женском обличье - Баннихи, Баенной матушки, Обдерихи. Обдериха выглядит как лохматая страшная старуха, иногда совсем голая. Людям она может показываться в виде обыкновенной гулящей кошки. Поверья о ней сходны с представлениями о Баннике, только Банниха, или Обдериха, не принимает участия в гаданиях.
2 комментария: Поверья и суеверия. Домовой и Банник