Приметы, обереги, суеверия
Приметы - это прежде всего история культуры, русский быт, русские традиции - полузабытые или, скорее, совсем забытые.
Ну, к примеру, почему мы садимся на дорожку? Так сразу и не скажем. А мы слушаем советы домового, чтобы с добром вернуться. А почему считаем, что подкова счастье приносит? А потому, что во времена оны жил старый чёрт, сносились у него копыта, и пошел он к кузнецу, чтобы их подковать. Тот согласился, взял гвозди громадные - чёрт от боли взвыл и стал молить о пощаде. Кузнец его отпустил, но с условием, что чёрт отныне будет избегать место, где увидит подкову. Почему топор в русской избе вбивали над дверным проемом и вставали под него? Поверье гласило: хочешь стать телом крепким - встань под топор, пожелай себе здоровья и все будет хорошо.
И таких моментов множество. Весь пласт суеверий был подлажен под быт. Хотите, чтобы домовому хорошо и комфортно было, - в доме должны быть чистота и порядок, уют, все предметы всегда на своих местах. Ни ссор, ни скандалов, жена - чистюля, мужик - работяга... Не бросайте ключи со стуком на стол - это к ссоре, не оставляйте на столе продукты питания на ночь - это к голоду, маленьких в доме не обижайте - это нехорошо!
Взять обереги. Поясок, например, всегда был самым главным оберегом на Руси. Человек должен быть «запоясанным», особенно за этим следили беременные женщины. А самым первым оберегом была вышивка - определенные символы добра и защиты, солярные знаки, антропоморфные фигурки. Ими обшивались подол платья, рукава, воротник - те места, куда может проникнуть нечистая сила. Кроме того, оберегами считались все режущие и колющие предметы в доме.
Мир славянских древностей такой тонкий и ломкий, нельзя туда слишком глубоко погружаться. А вообще наши предки лучше нас понимали, как важно сохранять равновесие жизни. Для них ведь все было живое - и камень, и огонь, и дерево!
По-разному можно относиться к приметам, суевериям. Попробуй различи, где кончается «пустая вера», настоянная на страхах и предрассудках, и начинается по-детски ясное, влюблённо-трепетное отношение к бытию. Творчество души, не оставляющее места бессмысленному и безжизненному, открывающее мир глубоко символичный, полный тайны и поэзии. Не в этой ли незамутненности кроются истоки народной этики - того, что зовется старинным словом «лад»?