Встречаем Масленицу!
Изначально обычай семь дней праздновать проводы зимы был языческим. Однако с принятием христианства на Руси Масленица стала православной по характеру, но сохранила некоторые элементы язычества. Отмечать её начали за неделю до Великого поста, в зависимости от его сроков (т.е. за 7 недель до Пасхи).
В этом году масленичная неделя выпадает на 8-14 марта. По христианскому календарю данный период принято называть «сырным» или «мясопустным», так как он подразумевает постепенный переход к постной пище. Поэтому правоверные христиане откажутся от мясных продуктов уже с 4 марта и в течение семи дней будут употреблять в пищу сыр, масло, яйца, любые молочные продукты, рыбу, овощи, фрукты и, конечно же, блины.
Что едят на Масленицу?
Если в старину помимо блинов традиционными праздничными яствами считались лепёшки, клюквенный кисель, пироги с рыбой (кулебяка) и сырница (сладкий творог с маслом, уложенный слоями), то сейчас Масленицу все ассоциируют в первую очередь с блинами.
Древние славяне считали горячий, подрумяненный блин символом солнца, олицетворением начала весны, тепла, новой жизни: вкусив его, люди вбирали в себя частичку света, любви и добра. А приготовление такого лакомства вообще составляло особый ритуал.
В наше же время блины готовятся без всякого ритуала: достаточно лишь раздобыть необычный рецепт приготовления, вооружиться сковородкой с антипригарным покрытием и запастись терпением. Наряду с этим каждая хозяйка знает, что самыми вкусными являются те блины, что приготовлены на дрожжах. Они должны быть непременно тонкими и ровными, и к столу их необходимо подавать в горячем виде.
Кстати, иностранцы, уверенные в том, что «русские блины» бывают только с кетовой или осетровой икрой, совсем не понимают предложенную им альтернативу в виде блинов с творогом или фруктово-ягодными начинками. А блины, сдобренные маслом, клюквенным соусом, взбитыми сливками и шоколадом, являются кулинарным объектом западной культуры.
Надо сказать, что в дни Масленицы не только ели блины и готовились к Великому посту: на городских улицах устраивались всевозможные увеселительные мероприятия, игры и представления. Народ радовался и веселился вдоволь, дабы последующие семь недель провести в смирении, молитвах и очищении души и тела.
Между прочим, самой популярной и излюбленной игрой в эти дни считался «целовник». Поэтому многие историки называют Масленицу «неделей любви».
Суть «целовника» заключалась в том, что молодой юноша мог поцеловать понравившуюся ему девушку трижды без её на то согласия. Девицам нельзя было отказываться, а окружающие только подзадоривали игроков и кричали: «Покажите, как вы любитесь!»
Также каждый день масленичной недели имел своё название. Понедельник называли «встреча», тем самым оповещали друг друга о начале праздничных гуляний.
Во вторник предстояли «заигрыши»: начинались развлечения, народные гулянья, театральные зрелища и катания на санях. (Последнее, безусловно, в настоящих условиях воплотить невозможно: так что катание на санях нынешние городские жители могут заменить «гонками на автомобилях».)
Среда, по обычаю, называлась «лакомка». В этот день во всех домах накрывались столы. Ждали гостей и сами ходили в гости, ели горячие блины и другие яства.
Четверг - «разгуляй» - считался днём игр, когда проводились «целовники», «кулачные бои» и другие народные игры, в которых принимали участие молодые мужчины.
А вот пятницу все знали как «тёщины вечёрки». И если в среду зятья гостили у своих любимых тёщ, то в пятницу они устраивали для них вечёрки у себя дома. (Считалось очень неприлично отказывать своему зятю.) Также в этот день после всевозможных игр молодые выбирали себе пару и объявляли о помолвке. На «золовкины посиделки», в субботу, все молодые невестки собирали в своём доме своих родных и родных мужа.
В воскресенье же были «проводы» Масленицы, которые сопровождались обрядом торжественного сжигания соломенной куклы, отождествляющей Масленицу, после чего пепел разбрасывали по всей округе (для хорошего урожая). Позднее воскресенье стали называть «прощёным»: люди просили прощения друг у друга, мирились и обменивались взаимными поцелуями. Этот обычай и являлся началом Великого поста и очищением от грехов.