Егорьев день - праздник в честь святого Георгия Победоносца
Весну и лето на Руси всегда ждали. Эти времена года особенно любили наши предки и говорили: «Весна-красна», «Лето красное» — красивое, теплое, щедрое, доброе время года. Конечно, в весенне-летний период у крестьян было очень много забот и работы, но и праздников было немало. И все они - весёлые, шумные, яркие. Ведь и день был долгий, солнышко рано вставало и поздно заходило. Природа радовалась вместе с людьми теплу и свету, благодатным дождям, цветам и травам, яркой, пышной зелени, птичьему звонкому пению. Какие же праздники особенно почитались нашими предками? Назовем по порядку: Егорьев день, Вознесение, Троица, Духов день, Иван Купала, Петров день, Ильин день.
Вскоре после Радуницы (или Радоницы, Родительского понедельника) — дня, когда, поминали умерших родителей, родственников (это было чаще всего во вторник, на десятый день после Пасхи, когда, по народным поверьям, умершие «радовались» Христову Воскресению и тому, что дети помнят о них), перед началом весенних полевых работ, 23 апреля, по старому стилю, или 6 мая — по новому, отмечали Егорьев день. Егорьев день - праздник в честь святого Георгия - установлен в знак почитания одного из самых известных святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия (Егория, Юрия) Победоносца (или Егория Храброго). Этому святому посвящены два праздника: в апреле отмечается Георгий вешний, а в ноябре — Георгий осенний. Народ славил в Георгии отважного воина-защитника, покровителя домашних животных и пастуха, который отгонял от крестьянской скотины волков. Главным подвигом святого, по преданию, стала победа над огненным Змеем, который похитил прекрасную царевну. Русские люди связывали некоторые легенды о Георгий с былиной об Илье Муромце (былина о ссоре богатыря Ильи с князем Владимиром и легенда о ссоре Георгия со своим отцом-царём). Во время борьбы русских с монгольскими захватчиками в одной из битв героически погиб князь Георгий Владимирович. Его имя тоже связывали со святым воином Георгием-змееборцем. На гербе Москвы изображен Георгий-воин, побеждающий Змея.
Но русские крестьяне любили Георгия прежде всего как защитника домашнего скота — ведь от этого зависело благополучие семьи. В Егорьев день в первый раз после зимы выгоняли на поле скотину. Крестьяне пели Егориюпесни:
Егорий ты наш храбрый,
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого.
Они просили Георгия защитить крестьянский скот. Егорьев день считали временем наступления первого весеннего тепла. В народе говорили: «Егорий на порог весну приволок». Крестьяне верили, что Георгий «отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», выгоняет траву зеленую, дает всходам силу. Деревенская молодежь с песнями обходила поля и пела:
Юрий, вставай рано,
Отмыкай землю,
Выпускай росу
На теплое лето,
На буйное жито,
На колосистое.
Егорий вешний начинал посевные работы, а Егорий осенний (или зимний) их заканчивал.