Особенности русской мужской одежды
Одежда бояр, купцов и придворных
Одежда бояр, купцов и придворных была несравненно роскошнее крестьянской, сложнее и разнообразнее. И обилие надетого на себя, многослойность костюма в старину подчеркивали богатство человека и его знатное происхождение. Так что нередко, стремясь показать свою знатность и богатство, бояре на званых пирах и в летнее время парились во множестве цветных и парчовых одежд, подбитых мехом. Вот примерно как одевались по праздничным дням богатые купцы и бояре. Сверх расшитой дорогим шитьём рубахи надевали легкую шёлковую одежду длиною до колен, которая застегивалась спереди, или зипун. На зипун надевали кафтан из золотой парчи, доходивший уже до самых лодыжек и подпоясанный поясом. Поверх кафтана дополнительно надевали ферязь – особый вид распашного платья из дорогой шёлковой материи, которое подбивалось мехом и обшивалось золотом. И в довершение поверх всего надетого набрасывалась ещё и однорядка из тонкого сукна либо охабень.
Форменная одежда стрельцов
Военная форма возникла на Руси в глубокой древности, так как было необходимо различать по внешнему виду своих и вражеских бойцов, командиров и простых воинов. Форменная одежда русских стрельцов являлась казённой. Стрельцы одевали шапку-колпак, которая имела узкую меховую опушку, длинный, доходящий до лодыжек, кафтан и сапоги. Особое сочетание цветов шапки, кафтана и сапог было отличительной особенностью каждого стрелецкого «приказа» (полка).
Вариантов цветовых сочетаний стрелецкой одежды существовало более 10. Популярным было такое сочетание: темно-серая шапка, красный кафтан с малиновыми петлицами и желтые сапоги.
Наряду со стрельцами в XVI-XVII веках форменная одежда была присуща царским телохранителям – рындам. В особо торжественных случаях они надевали для несения службы белые кафтаны и высокие белые шапки.
Цвета траурной одежды
В стародавние времена траурная одежда у русских традиционно была белого цвета, а у живших на территории нынешней Пермской области - красного. Считалось, что красный цвет является цветом жизни и будущего Воскресения (как учит церковь, все усопшие должны воскреснуть к вечной жизни). А черный цвет в качестве траурного повсеместно распространился в России лишь в XIX веке.