Одежда в старину
Семьдесят одёжек - и все без застёжек.
Пословица
Люди в старину были мало похожи на современных жителей городов и деревень. Они одевались совершенно по-иному, придерживались традиций своих предков. На Руси в старину считались красивыми люди рослые и полные. Одежду носили довольно простую, но такой она казалась только с первого взгляда. Так какой же была одежда в старину? Если присмотреться к одежде повнимательнее, то откроется её красота и секреты. Одежду в старину никто не покупал: её делали дома. Когда поле покрывалось голубым ковром цветков льна, то говорили: «Вот и рубашка в поле выросла». Когда на месте цветков появлялись головки, то растение вырывали с корнем, промывали, били и чесали железным гребнем. Из мягкого шелковистого пуха пряли нитки, а из ниток ткали полотно. Потом его отбеливали и шили рубашки для детей и взрослых. Когда ткали, то пели:
Лён мой зеленой
При горе при крутой.
Уж я ткала, я ткала ленок,
Уж я, ткавши, приговаривала:
«Ты удайся, удайся, мой лен,
Ты удайся, мой белый ленок».
Также пряли нитки из состриженной с овец шерсти, а затем ткали из них суконное полотно.
Наши предки считали, что одежда должна быть удобной в движении, поэтому рубахи шили свободными, с широкими рукавами. Детям шили рубашки из старыx рубах родителей, потому что считали, что такая рубашка будет защищать от всякой беды. Свою рубаху никому не отдавали, так как считали, что она оберегает человека. До сих пор о добрых и бескорыстных людях говорят: «Последнюю рубаху отдаст». Мужчины носили рубахи до колен и обязательно их подпоясывали специальной тесёмкой. Женщины носили рубахи до пола. Как правило, надевали не одну, а две-три. Верхнюю всегда украшали вышивкой. Орнамент, который оберегал владельца рубашки от злых сил, делали по краю всех проёмов - ворота, манжет, подола. На нем изображали круги (солнце, деревья) - источники жизни, волнистую линию - воду и т.д. Носили сверх рубахи амулеты (коня) - символ добра и счастья, ключ - символ богатства.
Кроме рубахи мужчины носили порты, отсюда происходит слово «портной». Порты подпоясывали вдетым в них шнурком. Карманов не было, поэтому все необходимые предметы - ложку, нож, кошелёк (калиту) клали за пояс. Пояс был обязателен. Порты заправляли в сапоги и шили из тонкого сукна - брюкши. Позже появилось и слово «брюки». Для согревания в холода была одежда потеплее. Когда было холодно, надевали кафтан, а под него зипун - жилет с рукавами. Кутались также в плащи, а зимой в шубы. Считалось, что чем больше на человеке надето одежд, тем он богаче. Шубы тогда все носили мехом внутрь, а сверху отделывали тканью. Выражение «шиворот-навыворот» появилось в глубокой древности. Когда хотели человека наказать, то надевали шубу мехом наружу - навыворот, но оставляли расшитый воротник - шиворот, а затем сажали на коня задом наперёд и возили с позором по всему городу.