Женская мода на парики, веера и другие женские штучки
Женская мода богата, разнообразна и никогда не перестаёт удивлять. Богатый наряд дополняли парики и необыкновенно высокие прически. Они были то огромными, то умеренными, но посыпались мукой или толчёным мелом. Для хранения париков использовали болванки, на которые раньше надевали горлатные шапки. Постепенно к концу XVIII столетия парики из моды исчезли, зато вошли в моду высокие женские причёски.
Делали модные высокие причёски так. В волосах с помощью проволоки закрепляли специальные валики, подушечки. На них начёсывали собственные пряди. Вся эта конструкция закреплялась с помощью булавок, обмазывалась жиром и присыпалась пудрой. После этого причёску украшали павлиньими и страусиными перьями, цветами, жемчугом. В порядке вещей было взгромоздить сверху на причёску цветочную корзину, рог изобилия с цветами и плодами и даже модель парусного судна. Причёски не разбирали неделями, поэтому спали так, чтобы её не испортить, подкладывали валики. Такие фантастические причёски старались сохранить долго, поэтому от долгого ношения испытывали головную боль, но самой главной неприятностью являлись блохи!!! О нечистоплотности хозяек больших причёсок свидетельствуют блошные ловушки, или блохоловки. Это могли быть находящиеся под платьями ловушки для блох, представляющие собой пузырьки с кровью, где скапливались насекомые из удобных для обитания произведений парикмахерского искусства. На груди на ленточке модницы могли привесить небольшие, открытые сверху, трубки, в которых было проделано много отверстий. Изнутри их намазывали кровью, мёдом, ещё чем-нибудь, привлекающим блох. Помимо блохоловки у каждой модницы XVIII века была тросточка, лорнет и табакерка. Нюхать табак считалось и для женщины высшим признаком порядочности. Как считают некоторые ученые, привычка нюхать табак была вызвана необходимостью заглушать запахи, которые трудно было назвать приятными. Вентиляция практически повсеместно отсутствовала.
В XVIII веке кокетки не расставались с веером. Но обращению с ним надо было обучаться. Изготавливали веера из шёлка, помимо однотонных делали и расписными. Остов веера, то есть палочки, на которых он крепился, делали из перламутра, слоновой кости, черепахи, золота, дерева, украшали ажурной резьбой, инкрустировали. Если основу веера не составляла расписная тонкая материя, его покрывали страусиными перьями.
Существовали правила обращения с веером, которые должна была знать каждая красавица: сколько раз махнуть им, как это сделать, когда закрыть. Резкое закрывание веера обозначало, что собеседник неинтересен. Нарядный веер был обязателен на балу, на вечере, в театре. Веер занимал руки, мог защитить от солнца, от косого взгляда. За веером можно было похихикать, пошептаться. Носили веер вокруг запястья правой руки на ленточке или цепочке.
Дамы предпочитали высокие каблуки. Туфли изготавливали из кожи, отделывали шёлком, парчой, украшали пряжками и бантами, розетками. Парадные туфли могли украсить драгоценными камнями и жемчугом, и были они непременно на красных каблуках.
Так как наряды были яркими и пышными, причёски и шляпы высокими, то природная бледность бросалась в лицо. Справиться с этой неприятностью помогала косметика, которая тогда уже широко применялась, но некоторым дамам совсем изменяло чувство меры. Пудра отличалась достаточным разнообразием цветов. Одевшись, щеголиха брала маску, на которой против глаз были специальные стёклышки, и её напудривали. Были в ходу специальные шкафы для нанесения пудры. Во всём облачении дама влезала внутрь шкафа, где на неё равномерно распыляли пудру.
Лицо иной раз разрисовывали до неузнаваемости. Женская мода порой беспощадна. Сурьмой жирно подкрашивали брови, наносили румяна, приклеивали мушек величиной с гривенник. Мушки имели имена и, в зависимости от места крепления, имели соответствующее название: величественная - на лбу, наглая - на носу, страстная - на виске, кокетка - на верхней губе, любовная - на подбородке, согласие - на щеке. С помощью мушек можно было говорить без слов. Обязательным атрибутом женщины при выезде из дома была коробочка с мушками. Сверху на коробочке находилось зеркальце, оно и помогало налеплять мушек в зависимости от обстановки.
Юбки женских платьев крепились на проволочном каркасе и шились очень широкими и длинными. Юбка иной раз была настолько широка в боках, что её обладательница с трудом могла достать кончиками пальцев вытянутой руки до её края. Подол юбок у дам достигал в диаметре пяти метров. Женщина в таком платье не могла пройти в дверь, а посадка в экипаж представляла большую проблему. Нередко можно было видеть дам, которые корчились в каретах из-за своих юбок, а из окон и дверей кареты высовывались их подолы. Но женская мода учила быть терпеливыми и стойко переносить все неудобства.
Чтобы фигура была стройнее, женщины надевали корсаж - специальную жёсткую кофту, которая туго-натуго зашнуровывалась на тесёмки. В таких платьях было трудно дышать, а жёсткие косточки корсажа часто впивались в ребра. Туалеты украшали лентами и драгоценными камнями.
Маленькие девочки в XVIII веке во всем должны были походить на взрослых, поэтому они носили широкие длинные юбки и с шести лет корсеты. Играть в таком платье было очень непросто. Ходить на каблучках и изучать правила веерного общения также было не по силам. Этот костюм лишал детей детства.