Хлеб — всему голова

Хлеб - всему голова

Каравай

Хлеб - всему голова

Хлеб во все времена был главной составляющей рациона питания человека. Давался он нелегко, трудом тяжким, но мало какой продукт может сравниться по своему значению для человека с хлебом. Ему приписывали божественные свойства, т.к. считали Божьим даром. Непозволительно было выбрасывать хлеб и даже хлебные крошки. Крошки сметали в ладонь и отправляли в рот. Во время приёма пищи весь хлеб нужно было съедать, не оставляя ни кусочка. Запрещалось есть «вприхлебку», то есть два раза зачерпывать, не откусывая при этом хлеба. Нарушитель мог испытать на себе родительский гнев, получив ложкой по лбу. Вспомним русскую народную сказку о колобке:

Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешон
Да в масле пряжон.

Не случайно колобок - небольшой круглый хлеб, испеченный из остатков муки, - стал героем народной сказки. Перед едой возносили молитвы, благодаря Бога за дарование к трапезе хлеба. Без хлеба не обходились ни князья, бояре, ни крестьяне, ремесленники.

Не зря ведь появились поговорки: «Хлеб - всему голова», «Без хлеба нет обеда», «Хлеб на стол, так и стол - престол, а хлеба ни куска, так и везде тоска».

Нет хлеба без муки, а какая мука - таков и хлеб. Чтобы хлеб получился вкусным, требовалось и умение, и сноровка. Но самой главное, чтобы пекарь вложил в хлеб душу. Пекли в старину и ситный хлеб, и ржаной. Пекли калачи разнообразных форм из качественной белой муки. А как не упомянуть о каравае – круглом хлебе, уподобляемом солнцу. Ещё в дохристианской Руси на свадьбах выпекали круглый хлеб, предшественник современного свадебного каравая. Тем самым как бы заручались поддержкой древнеславянского Бога Солнца, главного покровителя.
Слово каравай общеславянское. Все славянские народы чтят эту традицию, встречая молодожёнов именно свадебным караваем.
На Руси к приготовлению свадебного каравая относились очень ответственно, исполняя при этом определённые обряды и подчиняясь специальным требованиям. Для этого приглашали женщин, мастериц своего дела - каравайниц. Каравайницами могли стать только замужние женщины, у которых были дети и крепкая семья. Именно через каравай они передавали частичку своего семейного счастья молодой паре. В печь свадебный каравай сажал обязательно женатый мужчина, а в процессе выпечки полагалось петь песни и читать молитвы.
Непременно свадебные караваи украшают разнообразными узорами из теста, живыми колосьями и веточками калины.
Каравай олицетворял счастье и изобилие. Каравай выносят на красивом расшитом полотенце - рушнике. Пышный каравай сулил молодожёнам счастье и богатство. Делил каравай крёстный отец жениха или невесты. Верхушку отдавали молодым, нижнюю часть - музыкантам,  а средней частью угощали гостей, как бы делясь с ними своим счастьем.

Караваем же, по русскому обычаю, принято встречать дорогих гостей. Сверху на каравай ставится небольшая солонка с солью. Так и говорили – «встречать хлебом-солью». Гость непременно должен был отломить небольшой кусочек каравая и, посолив его, съесть. Так он выражал благодарность и уважение гостеприимным хозяевам. Так что каравай является ещё и символом гостеприимства.

Читать статью "Не хлебом единым"

 

Запись опубликована в рубрике Кулинарные традиции русского народа с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *