Музыкальные инструменты древней Руси (продолжение)

Музыкальные инструменты древней Руси (продолжение)

Как играли на ложках

В древности на Руси крестьяне пользовались деревянной или глиняной посудой, и всё, что оказывалось под рукой, часто становилось самым настоящим музыкальным инструментом. Ложка – неотъемлемый атрибут при приёме пищи, да к тому же ещё и носимый, всегда мог быть под рукой (точнее, в голенище сапога). Сам Бог велел ей стать музыкальным инструментом, простым и звучным.Самые «музыкальные», самые звонкие ложки получаются, если их сделать из клёна. На Руси играли обычно тремя или пятью ложками. Две ложки зажимают между пальцами левой руки, а третью держат правой, и этой ложкой бьют скользящим движением по двум другим. Виртуозы-ложечники закрепляют по нескольку ложек за поясом, в голенищах сапог и успевают пройтись по всем ложкам с такой скоростью, что взглядом не уследишь. Иногда к ложкам приделывали ещё и бубенчики. Веселое пощелкивание ложек и звон бубенчиков часто сопровождали лихой перепляс на народных гуляньях. Еще русские играли на трещотках. Этот «шумовой» инструмент делался из одинаковых деревянных пластинок, нанизанных на ремешок или шнурок. Пластинки для трещоток брали дубовые, ореховые или кленовые. Между ними вставляли маленькие деревянные прокладки, иначе пластины будут соединены слишком плотно и не будет нужного звукового эффекта. Трещотка издаёт щёлкающие звуки, если резким или плавным движением растянуть её, как веер.

Музыкальные инструменты древней Руси

Рубель

Рубель и дрова

Все знают, какой получается звук, если на бегу провести палкой по частому забору. Почти так же звучит и деревянный рубель. Очень давно, когда ещё не существовало утюгов, при помощи рубеля гладили в России белье. Влажное бельё накручивали на скалку, затем долго утрамбовывали его рубелем. Но в один прекрасный момент кто-то выяснил, что ребристая поверхность рубеля - это прекрасный «шумовой» музыкальный инструмент, если провести по нему деревянной палочкой. Единственное отличие бельевого рубеля от музыкального в том, что он делался из цельной доски, а музыкальный рубель внутри был пустой, чтобы звук был громче. А на таком русском ударном музыкальном инструменте, как дрова, можно было сыграть не только ритм, но и мелодию. Музыкальные дрова составляли из кленовых, еловых или бе­рёзовых брусочков-полешек, так что древние дрова были очень похожи на современный ксилофон. Но в отличие от ксилофона дрова - чисто русский музыкальный инструмент, придуманный нашими далекими предками. У дров через все бруски проходила толстая веревка, скрепляющая всю «дровяную вязанку». Чтобы каждый брусок издавал звук разной высоты и на дровах можно было сыграть мелодию, полешки подбирали различной длины. Разложив инструмент на коленях, будучи в поле, или на столе, если праздник проходил в доме, по дровам били маленькими деревян­ными молоточками, похожими на ложечки. Барабанка - этот «инструмент» имелся у многих пастухов; похожа барабанка на обыкновенный кусок дерева. Делалась барабанка из еловой доски трапециевидной формы. Этот инструмент висел на груди у пастуха, который бил по барабанке двумя палочками. Самодельные игрушки-погремушки раньше были принадлежностью не только маленьких детей, они имелись у скоморохов и многих деревенских музыкантов-самоучек. Музы­кальные погремушки были очень похожи на погремушки малышей, вот только своими размерами они были гораздо больше. А делались они так же из тонких деревянных дощечек или бересты, и внутрь насыпали сухой горох. Берестяную погремушку, которую часто называли «шаркунок», плели из плотной бересты так, чтобы она напоминала ребристую шишку, которую удобно было бы держать в руке.

Запись опубликована в рубрике Народное творчество с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *