Музыкальные инструменты древней Руси

Музыкальные инструменты древней Руси

Древнерусские музыкальные инструменты

Древнерусский гудок

Гудок

Первые исторические свидетельства о существовании музыкального древнерусского инструмента гудка относятся к XI-XII векам. Гудок - это простонародный музыкальный инструмент наподобие скрипки, но изготовлялся он из грубого невыделанного цельного куска дерева. Корпус гудка неуклюж и по размерам больше скрипки. На нем натянуты три струны, по которым водят коротким смычком. Любители этого инструмента играли на нём сидя, упирая его в колени, либо стоя, упирая в грудь или держа его подбород­ком. Играли на гудке, конечно, самые распространенные, всем известные народные мелодии. И звучал гудок скрипуче и назойливо. Но когда-то этот инструмент был незаменим на княжеских и боярских пирах, на танцах, часто он сопровождал пение.

Древнерусские музыкальные инструменты

Волынка

Волынка - "коза"

Волынка - музыкальный инструмент, очень похожий на мешок с трубочками. Этот мешок, который называется «мех», делался из козлиной или телячьей шкуры. В мешок вставлялись несколько трубочек. Через одну из них в мешок надувался воздух, отчего мешок раздувался, как шар. Вторая трубочка напоминала дудочку-свирель, на ней играл волынщик. Есть ещё несколько трубочек, которые тянули сопровождающие мелодию звуки. Эти звуки тянулись непрерывно и монотонно, они продолжали звучать, даже когда волынщик пел. Он мог просто держать инструмент под мышкой, прижимая его локтем, а волынка сама звучала. Когда мешок прижимали, воздух из него выходил, и трубочки сами по себе звучали. Это долгое и гнусавое звучание волынки в народе сравнивали со всякой нерасторопностью и медлительностью. Отсюда знакомое всем выражение-поговорка: «Не тяни волынку», «Не волынь». На волынке играли во время народных игр и танцев. Этот инструмент очень любили самые весёлые люди на Руси - скоморохи. В народе называли волынку по-разному: «коза», «козица», «дуда». Волынка и сегодня продолжает звучать у разных народов. В Шотландии она сейчас даже входит в состав национальных военных оркестров, но в России, как русский народный инструмент, она давно забыта.

Древнерусские музыкальные инструменты

Домра

Домра и балалайка

Так перед праздною толпой
И с балалайкою народной
Сидит в тени певец простой
И бескорыстный и              свободный!..
                                                                    М.Ю. Лермонтов

Среди русских народных инструментов есть один с весьма необычной судьбой - это домра, которая была распространена в России в XVI-XVII веках, затем очень надолго совершенно исчезла.

У домры было множество древних родственников, похожих на нее инструментов, распространённых у восточных народностей. Поэтому и считался на Руси этот инструмент чужестранным, хотя это мнение ошибочно, домра - древнерусский инструмент.
Домра очень похожа на балалайку, она тоже, как балалайка, трёхструнная, только корпус у неё не треугольный, а полукруглый. Как у балалайки, корпус домры сделан из отдельных дощечек. Домры были разных размеров: существовали «домришко», «домра» и «домра большая басистая».
Когда-то на Руси было очень много домрачеев - мастеров игры на домре, особенно среди скоморохов. Но Русская православная церковь называла веселую игру практически на любых народных музыкальных инструментах «бесовскими игрищами».

По известному Указу царя Алексея Михайловича от 1648 года строго-настрого приказывалось, чтобы «скоморохов с домрами и волынками... в дом к себе... не призывали, и всяких бесовских игр не слушали... и личин (то есть различных масок) на себя не накладывали... А где объявятся домры... и всякие гудебные бесовские сосуды, те вынимать (то есть отнимать) и, изломав... сжечь».

И никто не мог ослушаться столь грозного приказа царя. Пришлось указ исполнить, и домра практически исчезла на Мос­ковской Руси.
Но тягу народа к музыке уничтожить невозможно. Пусть домра исчезла, зато вместо нее появилась балалайка. Уже в конце XVII века возник очень напоминающий домру инструмент, только треугольной формы. Возможно, треугольной балалайку придумали как раз для того, чтобы она на домру не походила, чтобы игрой на балалайке царёв указ не нарушить. В указе ничего не было сказано про балалайку.
В конце XVII столетия о русской балалайке современники писали:

«Сей инструмент в великом употреблении в России между простым народом».

Древнерусские музыкальные инструменты

Балалайка

Балалайка очень скоро стала самым распространённым русским народным инструментом, и даже символом всех русских народных инструментов. На деле получается, что балалайка - это переродившаяся домра. И сегодня все в мире знают, что символом русской народной музыки является балалайка.
Деревянный треугольный корпус балалайки делается из скле­енных треугольных дощечек. Играют на балалайке бряцанием указа­тельным пальцем правой руки и щипком, левая рука (как на других струнных инструментах) прижимает струну в нужном месте. Есть и такой прием игры на балалайке, который называется «дробь», - это когда бряцают по струнам четырьмя пальцами.
У балалайки лёгкий и очень весёлый «характер», и что на балалайке ни сыграй, все получится весело и беззаботно.
Название инструмента - «балалайка» - произошло от русских слов «балакать», «балагурить», «болтать», в общем, весело и без­заботно проводить время за разговором. А слова «балаболка», «баловство» происходят от татарских слов «бала», «балалар», что значит «дитя».
«Мужицкую» балалайку дворяне и люди образованные часто очень презирали, не считая её музыкальным инструментом, достой­ным внимания. Но изредка балалайка звучала и в богатых домах, даже на царском дворе.
Интересно, но балалайку в России не всегда делали из дерева. Иногда ее корпус был сделан из тыквы, и тогда балалайка была овальной формы. Внутри тыквы приклеивали порошок из битого хрусталя, и тогда звук получался у тыквы-балалайки хрустально чистым и очень звонким.

Запись опубликована в рубрике Народное творчество с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *