Народный костюм южных губерний России
Карагод — лучший праздник для демонстрации нарядов
В южных селениях России в дни великих и престольных праздников принято было устраивать карагоды. Это всенародные гуляния, в которых принимали участие девушки и парни, молодожёны, люди всех возрастов. В карагод надевали самые лучшие наряды, чтобы «показать себя во всей красе». Традиционная одежда южнорусских деревень к началу ХХ века стала немного эклектичной. Она причудливо сочетала элементы старины с новомодными тенденциями. У крестьянок было принято носить два типа одежды. Один с понёвой, считался архаичным. Он состоял из длинной рубахи, понёвы, передника-занавески. Другой с сарафаном. Это создавало пёструю и разнообразную картину.
В весенних и летних хороводах звонкие, радостные цвета костюмов вступали в созвучие с природой. Особенно на фоне зелёных лугов и лесов. Создавая при этом празднично-ликующее настроение. Самым заметным в народных костюмах был цвет кумача. «Красное» неразрывно было связано с «прекрасным». Отсюда и пошли такие выражения, как «красно солнышко», «красна девица», «красный угол». По этому принципу выбирали ткани для костюма, а ситцевые платки отливали кумачом. Ясно прослеживается любовь русского народа к яркому красному цвету. Такие же тенденции отмечаются в центральной и северной России.
Вместе с изменениями в укладе жизни крестьян менялся и народный костюм. Свою лепту вносил город. Ещё в конце XIX века на селе стали появляться новые фасоны. Ткани чаще стали покупать. А в начале XX века повсеместно приобретает популярность сатиновый сарафан — последний писк той моды.
В некоторых губерниях Юга России (Тульской, Воронежской, Орловской, Калужской, Рязанской) сарафан стал и женской одеждой, а не только девичьей. Куклы на снимках одеты в костюмы крестьянок известного села Плёхово Курской губернии и наряд женщин села Алешня Орловской губернии.
В Курской губернии, как и повсеместно, каждое село жило своим укладом. Это не могло не сказаться на деталях одежды. Сарафан, косоклинный или прямой, в некоторых местностях заменял в женском костюме понёву.
Первоначально сарафаны были из тёмно-синего или чёрного домотканого шерстяного материала. Сочетание белой рубахи, чёрного сарафана с красными и золотистыми полосками понизу, передника-занавески, широких розовых и зеленых поясов, яркого головного убора делало костюм праздничным и нарядным.
Головной убор-сороку женщины щедро украшали яркими бумажными или тканевыми цветами. Дополняли костюм нагрудные украшения и серьги. Детские костюмы были разнообразными. Это могла быть простая рубашка, одинаковая и для мальчика, и для девочки. А мог быть полный костюм, точно похожий на костюм взрослых.
Обычными для мужчин были прямокроенные рубахи, пестрядинные или белые с вышивкой. Праздничные рубахи плеховских женихов могли отличаться особым кроем за счёт вставленных боковых полотнищ. Шили их из домотканого полотна в красную клетку.
В алешненском костюме рубаха длиной до колена была нательной одеждой. Украшалась не вышивкой, а лишь скромной аппликацией — «зубчиками». Поверх рубахи надевали «рукова». Ещё этот вид одежды называли «кохтой». Кохта — это короткая рубашка, длина которой доходила до талии с богато украшенными, широкими рукавами. На одних шли красно-чёрные узоры, вышитые крестиком по белому холсту. На других выбирали узоры «на стану», и называли «выборчатыми». Сарафан кроился из пяти прямых полотнищ. Специальные потайные завязки помогали спинке плотно прилегать к телу. Подол сарафана yкрашался лентами, и по нему нашивалась оборка.
Сарафаны чаще шили у портних, тогда как другие элементы народного крестьянского костюма шили сами. Мечтой каждой девушки было купить себе capафан, откладывая на него деньги. Сатиновый «сарахван», как и другие покупные материалы и изделия, был тщательно храним и оберегаем. Сверху на сарафан всегда повязывался передник — фартук или занавеска. Алешненские занавески делали без рукавов на кокетке, а фартук повязывали над грудью.
Головные уборы замужних женщин были разнообразны, а порой и причудливы. Махрёнка, повойник, бровка, звяк, банты, — перечень уборов, бытовавших в этих местах, можно продолжать и дальше. Для украшения головных уборов молодых женщин использовались перья домашней птицы, вышивка, золотное шитьё, бисер. Женщины зрелого возраста носили более скромный головной убор.
По случаю праздника надевали бисерные шейные и нагрудные украшения. Ошейником или ошейком называли здесь жерёлок — бисерную сетку, которую крепили к матерчатой основе. Поверх жерёлка надевали снизки – бусы, состоящие из нескольких бисерных нитей. В женском костюме южных губерний помимо понёвы и сарафана была известна юбка-андарак.
В прохладное время года в южнорусских губерниях (Воронежской, Рязанской, Тульской, Тамбовской) поверх обычного костюма надевали верхнюю одежду — шушун или шушпан. Их делали из домотканой шерстяной или кашемировой ткани, домотканого сукна, холста, фабричных тканей. Украшали вышивкой крестом, набором, отделывая бахромой. Распашной, или «располочный», шушпан шили с прямыми или зауженными книзу рукавами -«крыльями» длиной до локтя.
Шушпаны носили двумя способами: или вдевая руки в рукава, или, перекинув рукава наперёд, как накидную одежду. В ненастную погоду шушпан могли набрасывать на голову. Когда работали в поле, в шушпан могли заворачивать ребёнка. Украшением повседневных шушпанов была красная обшивка горловины, краёв пол и низа тесьмой, коленкором, сатином, ситцем. Для праздничных шушпанов мастерицы готовили особые украшения — «затканки» и «забранки». Носили шушпан не подпоясывая. Женский костюм села Кириллово Зубово-Полянского уезда Тамбовской губернии состоит из льняной рубахи, понёвы, передника-«запона», украшенного вышивкой и «затканками», шушуна (длинной распашной одежды) с нашивками, головного убора — «снур», дополненного пушками.
Куклы показывают, как выглядели костюмы жителей деревни Рянза Тамбовской губернии. В женском костюме поверх рубахи с косыми поликами, понёвы в крупную квадратную клетку с широкой полосой украшений по подолу — «шинкой» — в прохладную погоду могли носить «корсетку», сшитую по городской моде «в талию» с отрезной сборчатой спинкой.
На голову надевали повойник с длинным позатыльнем, под который для придания формы подкладывали «плетни» — жгуты из ткани. Плетнями могли служить уложенные косы. На повойник, как правило, надевали платок, но в праздничные дни нарядные повойники носили открытыми и часто подтыкали под виски селезневые перья — «кудри».
Мужская одежда в народном костюме южных губерний
Мужская крестьянская одежда не отличалась многообразием. Шилась она также из домотканых материалов: пестряди, холста, сукна, набойки. В будни мужчины носили рубахи-косоворотки, на которых разрез находился на левой стороне груди, штаны (порты), а также пояс, шапку. Зимой сверху штанов из холстины надевали штаны из шерстяной домашней ткани или онучного сукна. Рубахи носились навыпуск и подпоясывались узким поясом. К поясу могли прикреплять дорожный нож, гребень или другие мелочи. На изготовление праздничной рубахи шёл тонкий отбеленный холст. По вороту и разрезу на груди, манжетам рукавов и подолу её украшали вышивкой «крестом» или «настилом», используя красно-чёрные нити. Также рубахи украшали и тканьём.
По материалам журнала «Клуб», № 5, 2010 год
Читать статью «Народный костюм Нижегородской и Тамбовской губерний»






