Народный костюм Нижегородской и Тамбовской губерний
В окрестностях села Полхов-Майдан Вознесенского района Нижегородской области известна была старинная русская одежда двух типов: наряды с косоклинным сарафаном и наряды с понёвой («сряда», «обряда»). По словам местных жителей, в одних деревнях на свадьбу надевали «поньки» с сороками, в других - «сарафени» с кокошниками. Вспоминают, что в деревне Княжиха девки стремились выйти замуж в деревню Новосёлки, чтобы можно было покрасоваться в сарафане «китайка», а не в «поньке». Праздничный народный костюм молодой женщины конца XIX - начала XX века села Полхов-Майдан (это была Тамбовская губерния) включал рубаху нижнюю, рубаху, понёву, передник, пояс, головной убор «сороку», шейные украшения, чулки.
Этот народный костюм отличало многообразие красок и фактур материалов: домотканина соседствовала с фабричным ситцем, сатином; тонкие ручные швы - с мануфактурными шелковыми лентами, машинным кружевом, узорной тесьмой: головной убор переливался золотом г стеклянными пуговицами. Сборка, аппликация, цветные отстрочки, многоцветная вязка - такая отделка использовалась в этом удивительном костюме. Одежда типа «рубаха-кофта» бытовала в Тамбовской губернии и называлась по-разному: «нагрудником», «навершником», «шушпаном», «шушунчиком», «сарахваном», «коротким сарафаном», «коротаем». «Наверх (рубахи) - понька, вместо кофты - сарафанчик с кружевами и лентами-прозументами...» - рассказывали о своих нарядах женщины. Сатиновую кофту с длинными рукавами носили навыпуск. Вознесенская «понька» - поясная нераспашная одежда из красной шерстяной понёвной ткани в клетку, по животу небольшая прошва, по подолу плетёная ярко-зелёная тесьмая, так называемая понёва-юбка на вздержке. Надевали «на поньку - обязательно запон, яркий фартук» - это украшенный передник, изготовленный из одного полотнища ткани в основном красного цвета, который завязывался на талии. Запон украшали поперечно нашитыми лентами, полосками ткани, оборками. Головной убор - «сороку» с позатыльником дополняли спадающие сзади цветные ленты. В середине XIX века в губерниях юга России, где ранее широко господствовала «архаичная» понёва, наравне с традиционной народной одеждой стали появляться сарафаны, которые в то время считались принадлежностью высших классов, модной и городской одеждой. В селе Полхов-Майдан носили плиссированные сарафаны и нарядные передники. «Весь перед - ленточки и кружева» - такой праздничный передник из красного ситца с лифом на бретелях щедро отделывали лентами, полосками цветных тканей и кружевным машинным шитьем. В Нижегородской губернии значительную часть населения составляли старообрядческие семьи. В среде старообрядцев сохранился более ранний вариант нижегородского костюма в силу их консервативности: косоклинный распашной сарафан. Необычайно красив и пластичен силуэт этого сарафана. В XVIII веке праздничные косоклинные сарафаны, сшитые из дорогих шелков, украшали по центру переда множеством дутых пуговиц; позже по переду сарафана вертикально располагали полосы тесьмы, имитирующие застежку.
Старообрядческий народный костюм села Городец состоял из косоклинного чёрного или синего сарафана, белой строгой рубахи с кружевными понизу рукавами и золотом вышитого темного платка, завязанного «на растоту». Старообрядки повязывали платок на голову так, что весь рисунок платка был виден - по кромке, такая форма этого головного убора относится к очень архаичным. В начале XX века в Нижегородской губернии домотканая одежда начала выходить из употребления. Пришла мода на наряды из покупных материалов. Кукольный наряд воссоздает праздничный девичий костюм села Безводное, называемый здесь «троицким». В этом селе во все праздничные и базарные дни, на Покров, Рождество, Масленицу, Пасху, Троицу принято было нарядно одеваться, особенно женщинам. На базары крестьяне со всей округи приходили не только за покупками, но и погулять, узнать последние новости. Вокруг торговых рядов все ходили кругами, «себя показать и других посмотреть».
Праздник Троицы по-особенному почитался в этих краях. К Троице молодым парням и девушкам старались приобрести новую одежду; они, нарядившись, шли гулять на Венец - нагорную часть села. Именно на Троицу девчата надевали старинные наряды, расшитые золотыми нитями, и начинали «кругами играть», т.е. водить хороводы. Со временем косоклинные распашные сарафаны сменили круглые «москали» - так называли сарафаны прямой формы на удлиненных лямках. Нижегородские праздничные сарафаны шили из дорогих шелковых тканей и украшали золотым позументом, бахромой или кружевом. В середине XIX века стали входить в моду однотонные штофные и муаровые шелка зеленого, голубого и розового цветов. Сарафаны были очень широкими и под них, кто побогаче, надевали кринолины на обручах, а кто победнее - стёганые на вате юбки, или на накрахмаленные пышные нижние юбки пришивали понизу узкие кружева. Такой наряд позволял двигаться только медленно и плавно. Когда на Троицу «водили круги», девушки ходили чинно, не делая резких движений. Шёлковый сарафан обязательно предполагал распашную нагрудную одежду из шёлка или парчи, которую называли по-разному: «кафтанчик», «холодник», «душегрея», «епанечка». В Городецком и Арзамасском уездах Нижегородской губернии в центрах золотошвейного промысла заготовки для кафтанчика вышивали, этим занимались мастерицы. Умелые мастера также делали необычайно богато украшенные жемчугом и расшитые золотом головные уборы для девушек и женщин, которые были очень дорогими, бережно хранились и передавались из поколения в поколение. «Троицкий» праздничный костюм дополняла девичья повязка, отличавшаяся большим мастерством исполнения. Это была прямая полоса ткани, которую обшивали металлическим галуном в один или несколько рядов. Очелье украшали объёмным орнаментом, который выполняли в технике «сажение по бели». Орнамент расшивали жемчугом, бусинами, стразами. Край очелья обрамлялся узорной поднизью в виде фестонов. Когда повязку надевали, она принимала форму усечённого кверху конуса. Для этого под центральную часть повязки подкладывали плотный картон. Повязка завязывалась тесьмой, которая продевалась в пришитые с изнанки петли. К краям пришивали длинные штофные или муаровые ленты, украшенные золотой бахромой. Ленты прикрывали тесьму, которая завязывалась под косой. Чтобы костюм выглядел ещё наряднее, девушки прикрепляли ещё одну ленту, а к ней прикалывали шёлковый бант другого цвета, спускающийся до самого подола сарафана.
Кукла в «троицком» костюме
Кукла в народном «троицком» костюме интересна по своей конструкции: её основа - твёрдое деревянное «полешко», обмотанное тканью. Её так и называют - кукла «на полешке». Это очень древняя конструкция, такая кукла несла идею продолжения рода: по народным поверьям древо - носитель жизненного начала; подобные куклы использовалась в свадебном обряде.
Куклы «Городецкие барыни» изображают женщин, одетых в городской костюм и напоминают барынь с расписных прялок известного Городецкого промысла. На облик тряпичной барыни, очевидно, повлияла роспись. На Нижегородской ярмарке в начале XX века можно было встретить подобные куклы. Их делали мастера-кустари, очевидно, под влиянием более позднего времени, городской культуры, различных стилей, моды. Основа куклы отличается от предыдущих кукол-скалок. Это набивной мешочек с перетянутыми нитью шеей и талией, короткими ручками, юбкой на твердой бумажной основе (для устойчивости). Костюм куклы в народном костюме состоит из блузы и юбки или платья с кружевной накидкой. Юбка узкая «колокольчиком», с одной или двумя оборками. На голове - бархатный берет. Такой представляли себе городскую красавицу! Она могла быть дворянкой, мещанкой, купчихой, курсисткой или гувернанткой.
По материалам журнала "Клуб", № 6, 2010 год