Великий праздник Пасхи

Великий праздник Пасхи

Великий праздник ПасхиВсе мы традиционно ждём весну, которая неразрывно связана с таянием снега, прилётом и радостным гомоном птиц, появлением первых цветов — подснежников и первыми лучами не по-зимнему тёплого солнышка.

Но это ещё и особенное состояние души и плоти человека, которые истомились в ожидании большого, красивого праздника. Поэтому на Руси весну издавна называли «весна-красна». Люди начинают подготовку к встрече Светлой Пасхи и всеобщему пробуждению природы от зимнего сна. У многих с праздником Пасхи связаны радостные, волнующие душу воспоминания. Да и как может быть иначе, ведь сама обстановка торжественности и возвышенности создаёт неизгладимое впечатление на присутствующих на праздничной церемонии.

Во время крестного хода в воздухе колышутся золотые и серебряные хоругви, дрожат огоньки свечей. Громогласный возглас священника на входе в церковь: «Христос Воскресе!». А в ответ ликующее движение души прихожан: «Воистину Воскресе!»

Перед Пасхой христиане должны соблюдать пост. Он довольно длительный. Во время поста необходимо воздерживаться от употребления в пищу мясных продуктов, молока и яиц. Раньше пост на Руси соблюдался неукоснительно и государство об этом заботилось.

Во время первой и последней, особенно строгих, недель Великого Поста закрывались питейные заведения. Также рекращали торговать мясом, отменялись увеселительные мероприятия. Всё это составляло сложившийся традиционный жизненный уклад русских людей.

Церковь строго запрещала всякого рода веселье в Великий Пост. Разрешалось только декламировать напевные стихи о душе и духовном пути человека, святых мучениках и наказании за грехи. Какое уж тут веселье. Но с дохристианских времён традиционно сложилось так, что нельзя было обойтись без закликания весны. Для этого произносили специальные «заклички» (заклинания-просьбы птицам принести весну на крыльях из-за моря), девушки играли в весенние игры, водили обрядовые хороводы.

В играх обыгрывались различные жизненные ситуации. «Селезень» гонится за «уткой», «заюшка» кланяется «красной девке», «барин» просит девку «замуж за себя» и многие другие. Крестьяне всячески торопили весну, отогревались после зимней стужи. Удивлялись мощи рек, наполнявшихся талой водой, и появлению первой травы.

Спозаранку дети и подростки забирались на крыши или возвышенные места и выкрикивали специальные «заклички» — просьбы-заклинания птицам:

Уж вы сороки, жаворонки,
Прилетите к нам, принесите нам
Весну-красну на своем хвосту…

Или самой весне:

Весна-красна, на чем пришла?
На сохе, на бороне,на кобылке вороне.
Мой конь вороной
Держит хвост дугой…

Пасхальные праздники у русских людей пронизаны мотивами обновления жизни во всех её проявлениях. Поэтому в этот день в старину крестьяне на Руси непременно надевали новую одежду, а в некоторых местностях юга Руси девушки на Светлой седмице меняли одежду каждый день.

Не оставалась без внимания и печка — её чистили, обновляли побелку и разжигали новый огонь от свечи, которую приносили с пасхальной службы из церкви. А утром хозяева «засекали» топорами ствол неплодоносящих деревьев. Полагали, что это сулит счастье и плодородие.

С Пасхой в народной традиции связаны многочисленные поверия, которые, естественно, отвергает традиционная peлигия. К примеру, гадали по свежеиспечённому хлебу. Перед тем, как поместить кулич в печь, ему давали имя одного из членов семьи и после того, как готовый хлеб вынимали из печи, определяли дальнейшую судьбу человека. Треснувший или плохо поднявшийся хлеб предвещал человеку болезнь или даже смерть. А если кулич удался на славу, то это сулило ему процветание и богатство.

Во время проведения пасхальной службы наши предки обязательно бодрствовали. Это приносило удачу и давало силу на целый год. Несоблюдение этого правило могло привести к неурожаю или засухе.

К встрече Пасхи готовились всю неделю — Страстную седмицу. Первые два дня недели посвящались раскрашиванию яиц. Причём не только в традиционный красный цвет – цвет пролитой за наши грехи крови Спасителя, но и в самые различные цвета с затейливыми надписями и узорами. Коричневый цвет давал отвар луковой шелухи, зелёный — отвар берёзового листа и петрушки. Для украшения яичек широко использовали лоскутки и шёлковые нитки или капали на яйцо воском для создания разнообразных вензелей.

Если яйца были окрашены в один цвет, то их называли крашенками; если сверху дорисовывали другим цветом различные крапинки, полоски, пятна — крапанками. Самыми красивыми были писанки — яйца, которые мастера вручную расписывали орнаментальными или сюжетными узорами. Это было целое искусство. Процесс создания рисунка носил обрядовый характер. Но в процессе раскрашивания, тем не менее, могли принимать участие все желающие. Особенно интересно это было для детей.

Также, всей семьёй, наши предки делали сладкую пасху и пекли куличи. Этому посвящали среду и четверг. Суббота служила для освящения в церкви того, что было приготовлено за предшествующие дни. Стол на Пасху на Руси традиционно был очень обильным и сытным.

Читать ещё о Пасхе «Христианская Пасха – главный двунадесятый праздник»

«Пасха — Праздник праздников»

«Традиция празднования Пасхи»

«Крестный ход — торжественное шествие»

Запись опубликована в рубрике Русские народные праздники с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *