Ярмарка, раёк и балаган
Ярмарка
Ярмарка (по-немецки Jahrmarkt - ежегодный рынок) - это регулярные торжища, рынок, периодически организуемый в традиционно определенном месте. Ещё так называют сезонную распродажу того или иного вида товаров.
В России обычно ярмарки открывались на церковные праздники. Длились они от 1 дня до 2-3 месяцев. Торговали в основном сельскохозяйственными продуктами, скотом, лошадьми, пушниной, кожей, тканью и многим другим. Во второй половине XIX века в России действовало до 6,5 тысяч ярмарок. Самыми крупными были Макарьевская ярмарка, существовавшая с XVI века, и Нижегородская ярмарка.
Русский раёк
Когда-то русский раек (раёк) являлся своего рода народным «кинотеатром» на открытом воздухе, в котором показывали неподвижные, но все же сменяющие друг друга картинки. Потешные панорамы занимались благородным делом — просвещением и информацией неграмотного народа, исполняли роль устной газеты, таким образом помогая зрителям знать об основных событиях в мире. Ну а раешник — это рассказчик, показывающий свой раёк.
Раёк был весьма популярным способом развлечения во время народных гуляний в течение всего XIX века. Он состоял из небольшого ящика, в передней стенке которого были проделаны отверстия (отверстия часто снабжались увеличительными стёклами), внутри перематывалась с одного валика на другой длинная полоса определённой длины с нарисованными изображениями. Зрители наблюдали картинки сквозь отверстия, а раешник передвигал изображения и комментировал их. Первоначально в райке «крутили» картинки только религиозного содержания, например, об ангелах, о жизни Адама и Евы в раю, откуда и пошло название панорамы. Позднее картинки в райке были самого разнообразного содержания: про богатырей (например, Илья Муромец и Микула Селянинович), государственных деятелей и знаменитых людях (Наполеон, Суворов, Степан Разин); демонстрировали батальные сцены, в которых славились победы русских воинов; обзорные панорамы (Петербург, Италия, Франция, Германия); исторические события; «уроды» и карлики; моды того времени и многое другое.
Собирая своими прибаутками и скороговорками зрителей, раешник просил по копейке «с рыла» за возможность посмотреть на его картинки. Раешник усиленно развлекал публику, рассказывая содержание картинок очень остроумно, смешно, хотя и весьма примитивно. Вот, например, что рассказывал раешник, показывая картинки из заграничной жизни:
Подходи, люд честной, люд божий,
Крытый рогожей,
За медный пятак
Покажу все этак и так.
Вот французский город Париж,
Приедешь — угоришь...
Раёк был непременным участником всех больших ярмарок и праздничных гуляний в городах России XIX века.
Верхний ярус театра (галёрка) тоже когда-то назывался райком. В старину на ярмарках громко кричал и другой раешник (не владелец райка) — дед-раешник, или балаганный дед. Дед-раешник стоял перед балаганом на специальном возвышении — балконе, который назывался раус, и зазывал публику на балаганное представление.
Балаган
Балаган (от персидского «балахане» - верхняя комната) в дни ярмарок вначале был торговым помещением, позднее, в середине XVIII века, он стал специально возводиться для театрализованных представлений, которые можно сравнить с цирковыми. В XIX веке основшым материалом для балаганов были доски, крыша делалась из мешковины или брезента. Внутри балаган были сцена и зрительный зал, в котором были на первые, вторые и стоячие места. Перед балаганом имелся балкон, с которого дед-раешник приглашал публику прийти на представление.
В балагане показывали все то, что можно считать зачатками современного цирка, например, «игру оркестра во чреве кита»; представляли свои номера карлики и великаны, силачи и акробаты, жонглёры, танцоры, фокусники, кукольники.
В конце XVIII века в балаганах разыгрывались инсценировки рыцарских романов, «арлекинады» со многими сценическими эффектами: полётами, провалами («смертельными» падениями), превращениями (фокусами). Во время Крымской войны в балаганах показывались пантомимы с батальными сценами и схватками, устраивали взрывы, пожары, для чего использовали специальные машины и пиротехнику.