Лубок и лубок-книжка
Лубок
Лубок (лубочная картинка) — был очень широко распространен в России вплоть до начала XX века. Словом «луб» называлась внутренняя часть коры дерева, и оно дало название картинке, которая получалась путём оттиска на листе бумаги с вырезанной на дощечке картинки. Лубок часто сопровождался кратким пояснительным текстом.
Для людей малограмотных лубочная картинка была незаменимым средством доступно получить информацию с помощью доступных образов и красочных изображений. Лубочные картинки раскрашивали вручную несколькими красками, текст писали образным и живым разговорным языком, зачастую используя стихи.
Родоначальником лубочных картинок был Китай, первые упоминания восходят к IX веку. Европа переняла эту моду только в XV веке, лубки предварили собой книгопечатание. До России лубочные картинки добрались в начале XVII века.
Лубочные картинки были очень разнообразной тематики — это могло быть нравоучение, притча, сказка, пословица, песня и все то, что могло понравиться простому люду. В старину ведь ни книг, ни газет в деревнях не существовало, телевизора и радио — тоже. Один только лубок и заменял все средства массовой информации для бедного населения страны.
Сначала русский лубок отражал главным образом сцены на религиозные темы. Так, из самых ранних печатных (лубочных) икон до наших дней дошёл лист «Архангел Михаил — воевода небесных сил» (1668 год). И часто лубочные картинки с изображениями Святых или Богоматери для простого люда заменяли дорогостоящие деревянные живописные иконы. В дальнейшем лубки на религиозную тему, а также образки из бумаги и иконы стали изготавливаться в типографиях при крупных русских монастырях.
Очень нравились русскому народу фольклорные лубки, равно как и «картины потешные и забавные», которые представляли собой изображения всяких зрелищ и увеселений. Из серии «потешных» лубков наиболее популярными были лубочные картинки с такими названиями: «Петрушкина свадьба», «Медведь с козой» и особенно любима была удивительная «Битва Бабы Яги с крокодилом». Эта картинка всех просто поражала, что не удивительно, ведь никто никогда и в глаза не видел ни Бабы Яги, ни чудо-зверя крокодила.
Всегда очень популярным был лубок «Как мыши кота хоронили», который считается пародией на погребальную процессию Петра I. Лубок с такой тематикой в различных вариантах многократно переиздавался и дожил вплоть до начала XX века.
Большим спросом пользовались среди русского народа лубочные картинки с царскими портретами.
Выпускались лубки, изображавшие события за пределами России: «Извержение Везувия в 1766 году», «Взятие Очакова», «Победа генерал-фельдмаршала графа Салтыкова при Франкфурте в 1759 году», и лубки про военный быт русских солдат.
Во время военных действий лубок служил и газетой, и плакатом. Лубочные картинки-карикатуры отразили события 1812-1815 годов, изображая Наполеона и французскую армию. Созданы они были не художником-самоучкой, а Н.И. Теребневым, известным русским скульптором и художником. Широко был известен в народе лубок «Боевая песенка донцов», отражавший события русско-японской войны 1904-1905 годов, с сопроводительным текстом: «Эй, Микадо, будет худо, перебьем твою посуду».
Лубочные картинки гравировались народными мастерами-самоучками. Техника изготовления лубочных картинок с течением времени совершенствовалась. К концу XVIII века повсеместно уже применялась гравюра на меди, а с начала XIX века — литография (на камне), очень удешевившая лубочные издания. Так, если в XVII-XVIII веках лубочные картинки раскрашивались народными умельцами восемью-десятью красками, то в XIX веке — чаще всего только в три-четыре — в малиновую, красную, желтую и зеленую. Раскраска дешевых «копеечных» лубков к середине XIX века становится более грубой и небрежной.
В XVII веке лубочные картинки (которые стоили дорого) были очень любимы знатными и богатыми русскими: боярами, купцами. Но уже в первой четверти XVIII века лубок в основном стало покупать городское население: купцы, торговцы, церковные служащие, ремесленники. Крестьянским, и по-настоящему массовым, лубок стал в XIX веке.
Лубок-книжка
С середины XVIII века лубочные картинки стали сшивать вместе и выпускать в виде книжек, снабжённых большим количеством иллюстраций. Впоследствии иллюстрации остались только на обложке. Одной из первых таких книжек принято считать «Жизнеописание славного баснотворца Эзопа», которую выпустили в 1712 году и впервые напечатали гражданским шрифтом, а не церковнославянским.
В виде лубка-книжки выпускались сказки, былины, сонники. Но особо любимы были лубочные книжки со сказками: «О Еруслане Лазаревиче», «Бова Королевич». Историческая тематика была не менее популярна: «Шут Балакирев», «Ермак, покоривший Сибирь», «Как солдат спас жизнь Петра Великого», а также лубочные календари.
На рубеже XIX-XX веков русский лубок и лубки-книжки по-прежнему оставались основным видом книжного товара для всех простых людей, главным образом для крестьян и жителей далёких окраин России (Сибири и Дальнего Востока).