Народная кукольная комедия
Скоморохи являлись также и первыми русскими кукольными комедиантами, творцами народной кукольной комедии. На Руси исторически развивались два вида народного театра кукол под открытым небом: «петрушечная» (пальцевая), когда кукла была надета на руку и «вертепная» (стержневая).
В Петрушечной комедии, которую показывал один скоморох (в музыкальном сопровождении гудка или дудки, на которой играл второй человек), он надевал на себя юбку с обручем в подоле, затем поднимал обруч кверху, закрывая голову, и из-за этой самодельной занавески показывал представление. Народные кукольные комедии непременно показывались на святки и реже на Масленицу. Самой любимой в народе была святочная комедия о козе, примерное содержание которой таково: вошедшие в избу коза (которая била в ложки) и медведь (вместо которого мог быть и дед) принимались плясать под песню, смысл которой заключался в пожелании богатого урожая.
Где коза рогам,
Там сена стогам.
Где коза хвостом,
Там жита кустом...
В другой народной кукольной комедии коза, отпустив несколько шуточных реплик и сотворив различные проделки, плясала «до издоху». Потом, после вмешательства кого-либо из зрителей, чудесным образом оживала и вновь принималась плясать.
В XIX веке сюжет традиционного святочного игрища (пляски козы с медведем) немного изменился. Медведь окончательно заменился дедом, коза — старухой, и эта игровая сценка становилась очень смешной благодаря веселым репликам. Исполнялись такие сценки двумя кукольниками или одним, говорившим за обоих.
Позже кукольники стали инсценировать многие русские бытовые сказки и песни. Очень любимы в народе были сатирические кукольные повествования, такие, как «Сказание, или Повесть о куре и лисе» и «Повесть о Ерше Ершовиче», которая высмеивала взяточничество и корыстолюбие, существовавшие в русском судопроизводстве.
Но самыми любимыми народными кукольными комедиями являлись комедии (сценки) о Петрушке. Редкий персонаж русского театра мог похвастаться такой популярностью, как этот грубый весельчак.
Петрушка
Русский кукольный Петрушка существовал не всегда, он известен с XVII века. Возможно, когда-то скоморохи смешили людей куклой по имени Иван, Ивашка, и такие комедии назывались «Иваном» или «Ванькой». Иван, Иванушка — исконное имя любимого всеми героя русских народных сказок.
Иван — очень простой парень, непосредственный, но очень ловкий, сообразительный и с честью выходящий из любого затруднения.
Скорее всего, название популярной в народе комедии Петрушки идёт от имени известного шута царицы Анны Иоанновны — Пьетро Миро (он Педрилло, Кедрил, Петруха-Фарнос и Петрушка), весельчака, любимого не только при дворе, но, благодаря лубочным картинкам, и в народе, более всего среди горожан. Иногда Петрушку величали полным именем — Петром Ивановичем Уксусовым, на Украине Петрушка назывался Ванькой Рататуем.
Остряк, потешник Петрушка — в красном кафтане, с красным длинным носом, с противным писклявым голосом — до XIX века был преимущественно куклой, которую надевали на руку. Позднее Петрушка был и марионеточным — куклой на нитях. Музыкальный инструмент гудок практически исчез из жизни, и кукловоды-петрушечники объединились с шарманщиками, которые своей музыкой зазывали публику на представление, а затем играли на представлении.
Сюжеты же о комедии Петрушки передавались от кукольника к кукольнику из уст в уста. В XIX веке ширма петрушечника состояла из трёх рам, которые были скреплены скобами и затянуты ситцем. Ширма стояла прямо на земле и кукольник за ней совершал свои манипуляции. Шарманка собирала зрителей. За ширмой кукловод с помощью пищика (свистка) заводил разговор со зрителями. Шарманщик иногда помогал Петрушке, так как звуки пищика не всегда можно было разобрать. Он повторял фразы Петрушки и вёл с ним разговор.