Жизнь русского дворянства
Жизнь дворянства, не в пример крестьянству, была более интересной и разнообразной, давала неизмеримо больше возможностей для развития, образования. Вот общая картина жизни русского дворянства.
Семьи у дворян были большими, детей много — от пяти до десяти. Они рождались друг за другом, их сразу крестили и отдавали на попечение кормилицам и нянькам. Няни нежили ребёнка и потакали его прихотям. Матери были очень добрыми, воспитывали своих детей ласками, но и разумно ограждали от желаний, которые могли навредить их здоровью. Родители баловали детей, покупали им игрушки, книжки. Им дозволяли прыгать, скакать, гоняться за бабочками, кататься на санках и коньках. Почти все дети имели в барских домах животных — собак, обезьян, попугаев.
Одежду для дворянских детей шили из старых платьев взрослых или немодных материалов, которые остались неиспользованными. Платья и камзолы расшивали так же, как для взрослых, предпочитали светлые материи. Одежда всегда поддерживалась в порядке, её было достаточно, и постепенно, сообразно возрасту ребенка, её обновляли. С 3-4 лет детей приучали делать учтивые поклоны друг другу и взрослым. Братья и сёстры с детства были привязаны друг к другу и не расставались почти никогда. Большое значение имела атмосфера дворянского дома, в которой росли дети. В доме царили беззаботное спокойствие и семейное счастье. В то же время перед детьми был пример их дедов и отцов. По портретной галерее в гостиной они изучали свой дворянский род, его заслуги. Поведение ребёнка должно было соответствовать образцам этого рода.
Уважение к искусству и наукам воспитывали с детства. Малышам показывали коллекции растений, бабочек, монет, минералов, гравюр, картин и античных скульптур. Их учили рисованию, пению, музыке. Мать учила великодушию, вере, умению прощать и ладить с людьми. С 7-8 лет детей начинали учить наукам. Как правило, для них нанимали гувернанток и гувернёров из иностранцев. Они и другие учителя учили их языкам, истории, географии, математике, биологии. Нужно было хорошо знать природу, родную историю, языки, читать православные книги. Важными предметами, требующими особого изучения, считались танцы, музыка, верховая езда, плавание, фехтование. Учителя преподавали словесность, математику, специально держали танцмейстера, рисовальщика, фехтовальщика. Дворянские дети играли в домашних спектаклях. Распорядок дня был строгим. Поднимали детей в 7 утра, после молитвы и обливаний пили чай. Затем начинались уроки до обеда и прогулки, после чего занятия продолжались до вечера. В 6 часов их кормили ужином, а в 8 все дети должны были идти спать. Гувернёры строго следили за здоровьем и поведением своих подопечных, вечером читали им книги и просматривали альбомы. Гувернёры сопровождали детей в поездках и на прогулках.